18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одомашненный космос

№29
Материал из газеты

«Советские космические собаки»: история грандиозного научного эксперимента издана на английском со множеством картинок

Дезик, Цыган, Лиса, Отважная, Кнопка, Альбина, Мушка, Чернушка, Звездочка, Уголек… Среди нескольких десятков собачек — невольных космонавтов, послуживших науке, мы знаем имена всего трех героев: Белка, Стрелка и Лайка. Многие факты, изложенные в книге Олеси Туркиной Советские космические собаки, будут откровением для читателя.

В таблице, составленной автором (научным сотрудником отдела новейших течений Государственного Русского музея) с использованием всех возможных доступных источников, значится 42 запуска ракет с участием собак, произведенных в СССР с 1951 по 1966 год. Многие животные погибли от перегрузок или нераскрывшегося парашюта, многие были запущены в космос без возможности возвращения. Некоторые же вернулись, выжили и даже обзавелись потомством. И как уже сказано, лишь единицы оказались в орбите сначала советской пропаганды, а потом и мировой массовой культуры, породив один из самых обаятельных и трогательных сюжетов нашего времени.

Лохматые существа в скафандрах или верхом на ракете, так пронзительно противостоящие своей беззащитностью и домашностью пучинам космоса, так несовпадающие со Вселенной своим масштабом, во многом помогли очеловечить безжалостную научную одиссею, придав ей в восхищенных глазах болельщиков всего мира привкус уютной детской сказки.

Трудно сказать, что больше привлекает в книге почти карманного формата: добротный и доступный текст, легко излагающий ключевые моменты истории космонавтики — от пророчеств Жюля Верна и теорий Константина Циолковского до хронологии первых полетов, — или сопровождающие его картинки. На каждой из более 200 страниц помещена иллюстрация, и часто не одна. (Примечательно, что большинство артефактов происходит из собраний иностранных коллекционеров и самого издательства.) И эта череда газетных передовиц, обложек мировых журналов, фотографий из секретных лабораторий, детских книг, картинок со спичечных коробков, конфетных коробок, сигаретных пачек, марок, елочных гирлянд, открыток, игрушек и сувениров поистине завораживает и объясняет, почему поколение послевоенных детей на сакраментальный вопрос: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» — отвечало: «Космонавтом!»

Олеся Туркина вспоминает самые популярные детские книги эпохи, посвященные собакам в космосе, как, например, Тяпа, Борька и ракета Марты Барановой и Евгения Велтистова. Эта книжка, впервые изданная в 1962 году, содержала массу реальных подробностей, своеобразных «утечек» информации, которые были позволительны в детской литературе, до того как стали достоянием общественности. Сама атмосфера секретности, которая окружала советские космические эксперименты, стала у автора предметом рассмотрения. «Космические собаки играли роль поп-звезд в обществе, провозгласившем социальное равенство. Из-за строгой секретности, окружавшей космическую программу, признание, которое в конечном счете принадлежало ученым и инженерам, было полностью перенесено на Белку и Стрелку. Эта секретность также поддерживала стандартную государственную методологию, которая диктовала, что каждое выдающееся достижение принадлежит всему советскому народу, а не отдельным личностям». Олеся Туркина пишет, что критерии отбора, применявшиеся к собакам, были почти такими же, как и к первому космонавту: небольшого роста, выносливые и фотогеничные. И даже тот факт, что большинство отобранных собак были дворнягами, совпадает с негласным критерием «правильного» социального происхождения. Говорят, Гагарин шутил: «Я первый человек в космосе или последняя собака?» Наряду с опубликованными фактами автор приводит множество анекдотов и баек, связанных с этой темой. В частности, историю крупного и грозного военного чина, который «усыновил» побывавшего в космосе пса и позволял ему даже гадить на свои ботинки — в память о его заслугах перед наукой.

Книга вышла в английском издательстве Fuel, взявшемся популяризировать советскую культуру в ее разных проявлениях. Выпустив до этого альбом российских тюремных татуировок, теперь издательство представляет другую, самую возвышенную, часть советского космоса. Возможно, необходимость разъяснять иностранному читателю множество вещей, понятных родившимся в СССР, сделало книгу столь легкой и увлекательной, что ее смело можно рекомендовать нынешним детям. Осталось дождаться перевода на русский.

Turkina О. Soviet Space Dogs. London: Murray & Sorrell Fuel, 2014. 240 стр. £19,95 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+