18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Митте: из трущоб в арт-район

№29
Материал из газеты

Один из районов Восточного Берлина после объединения Германии стал новым воплощением художественного духа города

Когда Берлинская стена пала, округ Митте выглядел так, будто Вторая мировая война только что закончилась. Люди самовольно заселяли пустующие дома, подвалы переделывали в клубы, которые через несколько месяцев закрывались. Молодежь и художники наслаждались свободой и вседозволенностью, а сам район напоминал воплощение того, что американский писатель Хаким-бей в своей книге Хаос и анархия называет «временными автономными зонами»: лихие компании поджидали прохожих за каждым углом.

В переходный для бывшей Германской Демократической Республики период в начале 1990-х Митте становится районом возможностей, вроде некоторых кварталов Нью-Йорка до их перестройки или Восточного Лондона, который облагораживался параллельно с Митте.

Поразительно, но новый берлинский мир искусства родился на темных улицах и заброшенных фабриках Митте. Когда здесь открывались первые галереи, рынка искусства как такового в Берлине еще не существовало. Многие художники вообще не задумывались о коммерческой стоимости своих работ.

Одной из первых, до падения Берлинской стены, в районе Митте появилась галерея Фридриха Лоока. По легенде, именно он первым предложил самовольно заселиться в заброшенное здание, позже ставшее известным как центр искусств Tacheles, и устраивать там выставки.

Сказать, что искусство после падения стены стало частью повседневной жизни в районе Митте было бы романтическим преувеличением, просто в те дни на создание художественных объектов уходило много времени и сил. Дизайнерские работы рождались в гаражах и квартирах, многие ходили по свалкам и собирали вещи, которые переделывали в экстравагантную мебель или предметы интерьера.

Такие художники, как Даниэль Флумм, весьма изобретательно вписывали свое искусство в определенное место и социальную ситуацию. Флумм начал воссоздавать логотипы транснациональных корпораций на своем компьютере. Он делал короткие видеоклипы, которые показывал в своей студии на первом этаже самовольно заселенного здания на Мауэрштрассе. Так образовался маленький клуб Elektro (название досталось в наследство вместе со старой вывеской), вечеринки с диджеями здесь проходили с четверга по воскресенье. Товарищи Флумма по Elektro Music Department записывали саундтреки к его видео, которые также проигрывались в более классических для современного искусства интерьерах в стиле «белого куба» галереи Neu. Арт-сообщество в Митте было неразрывно связанно с музыкой, техно и хаусом, ни одна выставка не обходилась без диджея.

Как и клубы Митте, некоторые галереи вели кочевой образ жизни из-за проблем с недвижимостью. Например, галерея Allgirls, основанная в 1992 году группой девушек. Это была знаменитая «солнечная сторона концепт-арта», по выражению искусствоведа Харальда Фрике; так, на одной из выставок появились набранные шрифтом Брайля тексты порнографического содержания, созданные Стефаном Зиелом. В то же время Eigen + Art gallery Джуди Либке, которая сегодня представляет таких звезд, как Нео Раух, по-прежнему находится в том же здании на Аугустштрассе, где обосновалась еще в 1992 году сразу после нашумевшего проекта Клауса Бизенбаха 37 комнат, в рамках которого художники, в том числе Йоко Оно и Феликс Гонсалес-Торрес, выставляли свои работы на чердаках, в школах и публичных туалетах по всей Аугустштрассе.

Бизенбах стал одним из тех, благодаря кому Берлин вновь вернулся на международную арт-сцену и крупные кельнские галереи одна за другой начали открывать филиалы в Митте. Лишь в конце 2000-х годов массовые переезды прекратились: на рынке недвижимости этот район стал одним из самых дорогих и престижных в столице. Количество галерей в Берлине к тому времени увеличилось с нескольких десятков до нескольких сотен, и многие стали перебираться в западную часть города.

Недавно, правда, прошла волна возвращений. Галерея Neu, появившаяся в 1994 году на Аугустштрассе, через один квартал на восток от Института современного искусства Kunstwerke, этой весной вновь открылась на той же улице, в здании старой котельной. Но вот один из главных символов прежнего Митте, Tacheles, уже никогда не вернется. Само здание и огромная площадка, его окружавшая, были проданы инвестору. Скоро здесь появится очередной торговый центр.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+