18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Christie’s и Sotheby’s продали искусства в сумме на $14,4 млрд

Крупнейшие аукционные дома отчитались об итогах 2014 года

2014 год стал самым прибыльным в истории аукционного рынка. Оборот Christie’s составил $8,4 млрд, Sotheby’s — $6 млрд.

Несмотря на кризисные явления в мировой экономике и из года в год повторяющиеся пророчества о том, что «пузырь» на рынке искусства надут до предела и вот-вот лопнет, доходы аукционных домов практически во всех разделах заметно возросли. Но более всего, как и прежде, в секторе послевоенного и современного искусства.

Именно в этом разделе Christie’s провел крупнейший в своей истории — и истории мировой торговли искусством — аукцион, получив $852,9 млн за один вечер. Всего за год аукционный дом продал современного искусства на $2,8 млрд, что на невероятные 39% больше, чем в прошлом году. На втором месте у Christie’s раздел импрессионизма и модернизма, в котором лидировала «Весна» Эдуарда Мане, купленная лос-анджелесским Музеем Пола Гетти за $65,1 млн. Самую большую прибыль дают, естественно, очные аукционы; оборот онлайн-торгов возрос вдвое; частные продажи, впрочем, тоже продолжают расти.

Оборот Sotheby’s составил $6 млрд (на 18% больше прошлогоднего), наибольший вклад в эту сумму также внесло послевоенное и современное искусство, возросшее по обороту на 20,3%, достигнув $1,6 млрд; за ним уверенно следует импрессионизм и модернизм: рост на 27,7% до $1,4 млрд (в этом разделе Sotheby’s лидирует на рынке).

Оба аукционных дома отчитались об огромном количестве новых клиентов, впервые вступивших в этом году на путь покупателей искусства на торгах. Главными клиентами Christie’s остаются американцы, хотя европейцы их теснят и становится все больше любителей прекрасного из стран Ближнего Востока и Индии. У Sotheby’s наибольшую активность проявили китайские покупатели: за год на торгах по всему миру они купили искусства на $1 млрд.

Но, пожалуй, самый важный показатель, раскрывающий смысл происходящего на рынке, — ценовой уровень, где совершаются главные продажи. Он неуклонно сдвигается в сторону самых дорогих работ: количество произведений, проданных за суммы свыше $10 млн, возросло у Christie’s по сравнению с 2013 годом на 48%, число тех, что проданы дороже $1 млн, — на 19%. Sotheby’s таких данных не приводит, однако список десяти самых дорогих проданных на аукционах дома вещей, в который попали произведения стоимостью от $23 млн до $63 млн, говорит о том же. Чем жестче кризис, тем резче противостоят друг другу богатство и бедность; «богатые» богатеют (о росте числа миллионеров в мире говорят финансовые аналитики), а «бедные» вовсе лишаются возможности приобретать что-то сверх необходимого, в том числе искусство. Количество желающих вкладывать деньги в самое дорогое искусство увеличивается, а шедевров не становится больше — это значит, что выдающиеся произведения и дальше будут пользоваться спросом и цены будут все выше. Искусство «среднего» коллекционного статуса и цены наверняка просядет; может быть, спрос сохранится на самые недорогие предметы интерьерного качества. В сущности, чтобы предсказать все это, не обязательно изучать отчеты аукционных домов в мировом масштабе — достаточно вспомнить итоги последних русских торгов в Лондоне, в миниатюре повторяющие глобальные тренды: самое лучшее подорожало как минимум втрое, зато остальное удалось распродать едва на треть.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
7
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+