18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Три самые интересные выставки недели

Коллекция русского стекла на выставке в Историческом музее, возрожденные после реставрации шедевры Эрмитажа, забытые имена первопроходцев-экспериментаторов 1920-х в области звука на «Винзаводе»

Более 200 образцов русского стекла конца XVIII — начала ХХ века выставил Государственный исторический музей. Они вошли в музейную коллекцию недавно — были приобретены Министерством культуры РФ для музея — и представляют все стили богатейшей истории русского стекла: от «шинуазри» XVIII века, «второго рококо», «живописи цветов и фруктов» до модерна рубежа XIX–XX веков. Отдельно собраны экспонаты в «русском вкусе», предметы, украшенные эмалями в «крестьянском стиле» с пословицами и поговорками. Однако большая часть предметов — это изделия знаменитого Императорского стеклянного завода, среди которых такие уникальные образцы, как кубок из стекла «золотой рубин» рубежа XVIII — XIX веков с росписью или кружка с портретом императора Александра I (памятный сувенир времен Отечественной войны 1812 года). Частные русские стекольные заводы не отставали от императорского. В экспозиции — произведения, созданные на заводах Мальцовых — Дятьковском и Гусевском, среди которых, в частности, ваза с Малым государственным гербом Российской империи, солонка-трон и братина. Они экспонировались на Всемирной выставке 1893 года в Чикаго, где их автор, художница Елизавета Бём, получила медаль «за высокую художественность возрождения древнего византийского и национального стиля».


Такой масштабной выставки, посвященной реставрации, как нынешняя в Государственном Эрмитаже, в музее не было уже 30 лет. Представлено 260 отреставрированных музейными специалистами памятников: картин, скульптур, предметов декоративно-прикладного искусства, карт, часовых механизмов, мебели, ювелирных украшений и тканей. Некоторые из них уже включены в постоянную экспозицию, как, например, «Бегство в Египет» Тициана, «Благовещение» Чимы да Конельяно или римская статуя Афины II века н. э. Другие зритель увидит на выставке впервые, в частности картину «Поклонение волхвов» нидерландского мастера XV века Гуго ван дер Гуса, которая реставрировалась более пяти лет. Подбор имен художников впечатляет не меньше, чем качество экспонатов: кроме перечисленных, это Лоренцо Лотто, Рембрандт, Эдгар Дега и другие большие мастера. Произведения античных ваятелей здесь соседствуют со средневековой буддийской живописью из древних городов Хара-Хото, Турфана и Дуньхуана, образцы темперной живописи на дереве, представленные древнерусскими иконами XVI–XVIII веков и произведениями итальянских мастеров XIV–XVI веков, — с прикладными вещами, среди которых надо особо отметить великолепную малахитовую чашу (1850) Петергофской гранильной фабрики, буквально возрожденную специалистами. Не забыта и графика, представленная различными техниками, книгами и документами. Здесь тоже рисунки и акварели западноевропейских мастеров соседствуют с русскими вещами, в частности с древнерусскими рукописями и грамотами, среди которых жалованная грамота 1665 года царя Алексея Михайловича.


В Центре современного искусства «Винзавод» проходит необычная выставка «Пионеры звука», посвященная очень редкой для выставки теме — истории электронной музыки в России и Европе, охватывающая период 1920–1930-х годов. Все открытия этого времени намного опередили свое время и впоследствии были незаслуженно забыты. Выставка построена на документах, исторических объектах и кинохронике, интерактивных инструментах и инсталляциях, в основном хранящихся в частных собраниях. Экспозиция разделена на секции, посвященные отдельным темам: звуковому кино и графическому звуку, шумовой музыке 1920-х и истории синтезаторов. Отдельно представлен архив и коллекция легендарного Льва Термена, в частности модель его уникального изобретения терменвокса, на котором можно поиграть прямо на выставке. Здесь же можно увидеть и услышать гармониум, первую ритм-машину (ритмикон) и совершенно уникальный инструмент терпситон, представляющий собой танцевальную платформу, реагирующую на движения и положение тела танцора, тоже на выставке интерактивную. В разделе, посвященном австрийским изобретателям, — легендарный синтезатор «Мугтониум» Макса Бранда, собранный его молодым коллегой Бобом Мугом. Его фамилию, Moog, сегодня знают все поклонники электронной музыки. Отдельная экспозиция посвящена Государственному институту музыкальной науки (ГИМН, позже НИМИ), где в 1920-х годах проводились первые исследования на стыке науки и искусства. Здесь среди прочего можно увидеть один из первых в мире синтезаторов — экводин. Зрителя ждут на выставке и другие экзотичные музыкальные диковинки вроде «говорящей бумаги», «орнаментального звука» или вариофона.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+