18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги российского арт-рынка-2014: нумизматика

В конце января в Москве состоятся первые аукционы нового 2015 года. Они пройдут в неблагоприятных, по сравнению с прошлым сезоном, условиях политического кризиса и падения курса рубля. Пока торги не стартовали, The Art Newspaper Russia подводит краткие итоги прошлого года на внутреннем российском рынке, ориентируясь на результаты московских аукционов.

Нумизматика традиционно является очень обособленным разделом антикварного рынка. Здесь царят свои тенденции, так же мало коррелированные с общими настроениями на арт-рынке, как и с процессами на рынке финансовом. Нумизматика всегда подразумевает инвестиционные цели (в конце концов, покупаются и продаются деньги); исторически это увлечение царствующих особ и аристократии (вспомним самую знаменитую коллекцию России — великого князя Георгия Михайловича). Современные российские коллекционеры монет — персоны чрезвычайно закрытые, своих коллекций публике не представляющие (в частности, славится коллекция Вагита Алекперова, каталога которой не видели даже ключевые продавцы на рынке). Своеобразен и гендерный состав любителей нумизматики (одна из авторов помнит свои впечатления от первого посещения нумизматических торгов в Москве, когда оказалась единственной дамой в зале, полном мужчин в свитерах и крепких ботинках). Оценить достоинства топ-лотов таких торгов без специальной подготовки или помощи эксперта невозможно, зато стабильность рынка нумизматики и внушительность сумм, полученных за эти топ-лоты, очевидны.

Мы опросили три крупнейших аукционных дома, продающих нумизматику и фалеристику в Москве. Хотя, как и все остальные российские дома, они не публикуют цифр оборота, результаты прошлогодних торгов говорят в пользу того, что этот раздел рынка останется и в нынешнем году ведущим и стабильным.


«Монеты и медали», старейший нумизматический аукционный дом Москвы, 20 лет назад выделившийся из отдела антикварного салона «Екатерина». В 2014 году провел четыре нумизматических аукциона и два аукциона фалеристики.
Главные продажи года в разделе нумизматики:
1. Полтина 1745 года. Санкт-Петербург. Серебро. Сохранность отличная. Исключительно редкая. Продан за 9,2 млн руб.
2. Медаль в память заключения мира с Турцией 29 декабря 1791 года. Санкт-Петербург. Золото. Медальеры К.А. фон Леберехт и Ф.В.Гасс. Сохранность почти отличная. Продан за 4,6 млн руб.
3. 2 копейки 1740 года. Санкт-Петербург. Медь. Сохранность почти отличная. Продан за 3,6 млн руб.

Игорь Лаврук, глава нумизматической фирмы «Монеты и медали»: «Инвестиционная составляющая в нумизматике наиболее реальна»
«За долгие годы работы в нумизматическом сегменте рынка мы сумели сформировать устойчивое сообщество подлинных коллекционеров. И вот они-то сегодня, даже в условиях финансовой нестабильности, не стремятся избавляться от своих предметов — напротив, они сохраняют стремление к новым приобретениям. Прекрасно зная конъюнктуру нумизматического рынка, коллекционеры умеют грамотно в нем плавать: инвестиционная составляющая в нумизматике более реальна, нежели в сегменте живописи и декоративно-прикладного искусства. Коллекционный экземпляр всегда находит своего покупателя, а у прозорливых коллекционеров со стажем обычно имеется так называемый запасной фонд — дубликаты. Сложившееся коллекционерское сообщество сегодня активно пополняется молодыми собирателями. Вероятно, поэтому баланс предложения и спроса остается почти неизменным».


«ЗнакЪ», аукционный дом, работает на российском рынке около десяти лет. В 2014 году провел шесть нумизматических торгов, в том числе двое специализированных бонистических, и выпустил исследования, посвященные этому разделу коллекционирования: «Бумажные деньги России (1769–2010)» и «Ценные бумаги России и СССР». Дом также занимается фалеристикой.
Главные продажи года:
1. «Семейные» 1 1/2 рубля — 10 злотых 1836 года. Гравер Павел Уткин. Редчайший экземпляр. Продан за 9,5 млн руб.
2. Наградная медаль «За усердную службу». Санкт-Петербургский монетный двор. Золото. Учреждена в 1801 году. Продан за 5,3 млн руб.
3. 1 червонец. Проект билета Государственного банка СССР, 1923 год. Уникальный экземпляр. Продан за 3,525 млн руб.

Илья Горянов, владелец аукционного дома «ЗнакЪ»: «Бонистика — перспективный сегмент нумизматического рынка»
«Кризисный период, к сожалению, сказывается на продажах антиквариата. В 2014 году оборот нашей фирмы снизился на 30% относительно 2013 года. Серьезные покупки сегодня делают только коллекционеры, соответственно, именно они и диктуют спрос. Уходящий год упрочил тенденцию наибольшего интереса собирателей к редким и малодоступным вещам, это правило актуально для антиквариата в целом. Что касается направлений, демонстрирующих динамику покупательского роста, то это русские наградные медали и старинные золотые монеты, причем не столько русские, сколько западноевропейские. Внимание к последним объясняется существенно более низкой стоимостью, чем цены на аналогичные по времени, редкости, сохранности русские монеты. Отдельно хочется выделить бонистику и скрипофилию. Рынок бумажных денег и антикварных ценных бумаг недооценен, ему есть куда расти. И это подтверждают результаты специализированных аукционов «Эмиссия», которые проходят неизменно довольно успешно. Количество проданных лотов на октябрьской «Эмиссии-3» составило 56% каталога, в то время как год назад — 29%. На всех наших специализированных аукционах наибольший интерес вызвали разделы бон Российской империи и бон Советского Союза. Коллекционеры проявляют стабильный интерес к центральным выпускам, так называемым правительственным. Бонистика становится центральным направлением аукционного дома «ЗнакЪ».


Аукционный дом «Имперiя» основан в сентябре 2008 года, проводит аукционы нумизматики и фалеристики императорской России, а также букинистики. В 2014 году провел пять аукционов нумизматики и фалеристики (оба эти направления предлагаются на одних и тех же торгах) и семь букинистических торгов, в каждом более 500 лотов.
Главные продажи года в разделе нумизматики:
1. Золотой червонец 1712 года, без обозначения номинала, украшенный портретом императора Петра I с «большой головой». Чрезвычайно редкий. Продан за 9 млн руб.
2. Золотой в четверть угорского 1654 года. Выпущен по распоряжению царя Алексея Михайловича (1645–1676) для награждения казаков войска Богдана Хмельницкого по случаю воссоединения Украины с Россией. Продан за 1 млн руб.

Алексей Кудий, директор аукционного дома «Имперiя»: «Рост цен на нумизматику перекрывает рост инфляции»
«Русский материал нужно покупать преимущественно в России: мы отвечаем и даем гарантии, на западных аукционах появляется, к сожалению, в последнее время слишком много некачественного материала. Да и на сегодняшний день приобретать русскую нумизматику в России дешевле, нежели в Европе.
В нумизматике у нас есть свое узкое направление — монеты удельных княжеств и эпохи допетровской России. Удельных монет сохранилось крайне мало, и у них есть свои ценители. Чрезвычайно редки наградные «золотые» допетровской эпохи.
Число коллекционеров постоянно растет, увеличивается спрос на предметы коллекционного уровня. Сегодня пользуются спросом малотиражные донативные монеты, редкие «ошибки» — пробные монеты, не пошедшие в тираж. Цены на нумизматику растут на 20–30% в год, перекрывая рост инфляции. А вот сегмент фалеристики несколько завис, поскольку цены на предметы оказались перегреты, и нынешний собиратель-фалерист не готов платить столь высокие суммы, а продавать свой предмет по цене покупки никто не будет. Но топовые предметы и в фалеристике растут в цене: так, знак ордена св. Андрея Первозванного на 2002 год оценивался в $40 тыс., а на сегодняшний день — в $450 тыс. Рост коснулся как топовых предметов, так и нижнего и среднего сегментов, хотя в процентном соотношении он меньше.
На сегодняшний день сообщество нумизматов достаточно четко разделилось на увлеченных собирателей и на инвесторов-коллекционеров, последние особенно стремятся приобретать золотые монеты. В нашем российском обществе, пережившем тяжелейшие войны и голод, золото всегда ценилось. И общеизвестна нумизматическая истина: редкая монета в идеальной сохранности всегда привлекательна для собирателя. Рубль 1741 года Иоанна Антоновича в хорошем состоянии стоил $2,4 тыс. в 2002 году — сейчас же цена его составляет $20 тыс. Рост стоимости редких монет в периоде около десяти лет составляет до 1000%.
Общеизвестно: основополагающий аспект инвестирования и коллекционирования антиквариата — атрибуция и подлинность. Оптимальный способ обезопасить себя от подделок при приобретении того или иного предмета нумизматики и фалеристики — совершение сделок с известными участниками рынка, официально дающими гарантии на продаваемый ассортимент, и получение музейных экспертиз.
Нумизматы — обладатели раритетов не спешат расставаться с гордостью своих собраний и их легко понять: возможно, что-то аналогичное по тематике и музейному уровню не появится на торгах никогда. Прошедший 2014 год оказался для нас не таким плохим, как ожидали, он выдался тяжелым, но мы устояли. Не без удивления приходится отметить: в условиях кризиса «вечные» ценности, потеряв кавычки, оказались значительно стабильнее недвижимости, металла, нефти и целого ряда других товаров. Нынче — на конец 2014 года — идет перевод денежных средств в иные формы, в том числе в нумизматику».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+