18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

История Рима в исполнении арт-критика Роберта Хьюза

«Рим. История города: его культура, облик, люди» раскрывается через чреду артефактов, а также биографии самых известных политиков и художников

В новой рубрике наш книжный обозреватель Дмитрий Бавильский рассказывает о книгах, имеющих отношение к самым разным художественным практикам. Каждый понедельник он рецензирует альбомы и выставочные каталоги, сборники статей и воспоминания, а также романы и даже повести, содержание которых так или иначе связано с искусством. Сегодня — о еще одной подробной истории города Рима в исполнении известного арт-критика Роберта Хьюза, выпущенной издательством Corpus.

Правильно оценив популярность книги Виктора Сонькина «Здесь был Рим», заслужившей не только премию «Просветитель-2013», но и вполне массовые тиражи, издательство Corpus решило закрепить успех римской темы еще одним безусловным, на этот раз интернациональным, бестселлером — книгой Роберта Хьюза «Рим. История города: его культура, облик, люди», переведенной Анной Тихоновой.

Хьюз, вообще-то, полвека служит художественным критиком журнала Time и пишет в основном про выставки и современных художников. Но Рим — первая, хотя и не единственная его любовь с тех самых времен, когда 25-летний провинциальный юноша впервые попал из австралийского захолустья в один из самых блистательных и эффектных городов мира. Многолетняя журнальная практика помогла Хьюзу сформировать легкий, лишенный занудства стиль, в котором решена хроника многих и многих веков развития, расцвета и упадка. «Рим» начинается с основания города и легенды про легендарных близнецов Ромула и Рема, а заканчивается, вполне ожидаемо, ХХ веком — биографией Муссолини, занимавшегося последними масштабными градостроительными изменениями, а также описанием туристического бума, возникшего из религиозного паломничества, и реставрации Сикстинской капеллы, которую Хьюз сподобился наблюдать в режиме реального времени.

Для того чтобы пошагово рассказать историю Рима, он использовал огромную библиотеку первоисточников и научных исследований, посвященных самым разным аспектам римской жизни. Некоторые монографии ужаты в абзац, другие занимают пару страниц, но швов практически не видно: Хьюз — опытный рассказчик, превращающий зерна чужого опыта в собственное оригинальное творение, весьма далекое от механистически сбитой компиляции. Книга его отчасти напоминает другую недавнюю городскую биографию — монументальное эссе Питера Акройда «Венеция. Прекрасный город» (Издательство Ольги Морозовой, 2012). Правда, если Акройд, точно так же перелопативший не одну стопку источников, сгруппировал важнейшие темы венецианской жизни в тематические блоки, то Хьюз пошел по хронологии, потребовавшей от него не меньшей, а, может быть, даже гораздо большей подготовки: поступательное развитие истории не терпит лакун и умолчаний. Хотя, конечно, о древнем состоянии Рима он пишет не так обильно, как о его же Ренессансе, эпохе барокко или традиции многочисленных гранд-туров, открывших Вечный город миру. Он удачно соединяет биографию Рима с максимально задокументированной историей Ватикана, тем более что многочисленные папы изменяли или украшали этот город, как никто другой.

Но — никакой схоластики или отвлеченных умствований: теоретические выкладки важны Хьюзу не сами по себе, но как дополнение к описанию конкретных церквей, музеев, фонтанов и площадей, картин и скульптур. Он же показывает Рим через артефакты и «материальные носители», избегая при этом занудной логики путеводителя. Обаяние его интонации возникает из сочетания книжных премудростей с непосредственными зрительскими впечатлениями: автор нынешнего «Рима» не только начитан, но и насмотрен. Рим он знает как таблицу умножения, в исторических и социокультурных особенностях разбирается лучше самих итальянцев. А уж как хорошо Роберт Хьюз знает и понимает искусство!..

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+