18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Тернер, Ван Дейк, Каналетто

№29
Материал из газеты

Лондонская неделя старых мастеров — одно из главных событий конца года на арт-рынке. И ими же год открывается — но теперь уже в Нью-Йорке, в последнюю неделю января

Лондонскую неделю с большим отрывом от конкурентов по цене и качеству возглавляет лот Sotheby’s — внушительное (больше метра в длину) полотно Уильяма Тернера Вид на Рим с Авентинского холма. С заросшей садами возвышенности открывается вид на излучину Тибра и тающий в дымке Ватикан. Картину заказал художнику его покровитель — шотландский собиратель Хью Манро. Во время приездов в Вечный город Тернер делал множество натурных этюдов, но над картиной работал в мастерской, завершив ее к 1835 году. С тех пор она лишь однажды сменила владельца, благодаря чему избежала серьезной реставрации, сохранив авторские нюансы цвета и света. После смерти Манро его коллекция со всеми Рафаэлями, Веронезе и прочими пошла с молотка, и работа Тернера попала к будущему премьер-министру Арчибальду Примроузу, как раз женившемуся на богатой наследнице Ханне Ротшильд. Вид на Рим с Авентинского холма на том аукционе 1878 года установил рекорд для художника — £6142. Нынешний рекорд принадлежит пока что второй работе из собрания Манро — картине Современный Рим. Кампо Ваччино, купленной в 2010 году за £29,7 млн Музеем Гетти. Учитывая, что больших полотен Тернера в частных руках осталось меньше десятка, эстимейт в £15–20 млн выглядит скромным, и дело, вероятно, идет к новому рекорду.

Топ-лот Christie’s — портрет кисти Антониса Ван Дейка (£2,5–3,5 млн), изображающий голландского композитора Хендрика Либерти (на род занятий указывает нотный лист в руке), вариант которого хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене. Он написан в Антверпене, после жизни Ван Дейка в Италии и незадолго до переезда в Англию, куда картина отправилась вместе с художником и украсила собрание короля Карла I. Несмотря на одутловатое лицо и непропорциональную левую руку, стиль мастера угадывается. Похоже, он взял за образец знаменитый автопортрет: композиция с колонной, те же кудри и атлас.

Торги старых мастеров почти никогда не обходятся без Каналетто. Метровый холст с площадью Сан-Марко в Венеции выставляет Sotheby’s (£5–7 млн). Работа поменьше с палаццо на Гранд-канале появится у Christie’s (£800 тыс. — £1,2 млн). У Bonhams надо выделить парные портреты Лукаса Кранаха Младшего с коленопреклоненными покровителями художника: принца Иоахима Эрнста фон Ангальта и принцессы Агнесы Гринфин фон Берби. Небольшие по размеру (22 см в высоту), они предназначались для домашнего алтаря и, возможно, были заказаны по случаю свадьбы (£60–80 тыс.).

Главная же находка Christie’s для нью-йоркской недели старых мастеров в январе — собрание ренессансной и барочной скульптуры крупного американского психиатра Питера Гуггенхайма и его партнера Джона Эббота. Предметы из этой коллекции не раз выставлялись в крупнейших музеях по обе стороны океана, включая Метрополитен, Лувр и Королевскую академию художеств в Лондоне. Топ-лоты торгов — бронза нидерландского мастера XVI века Виллема Даниельса ван Тетроде, небольшая скульптура Геркулес Помариус, лучший из четырех существующих экземпляров, и образец северного маньеризма — экорше (анатомическая модель) мужской фигуры (каждый — $1,5–2,5 млн).

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+