18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Реконструкция Арсенала обошлась в 900 млн рублей

Нижегородский Государственный центр современного искусства завершил почти 11-летние работы по восстановлению здания Арсенала, реставрация первой части которого в 2013 году получила премию нашей газеты (проект был разработан московским архитектором Евгением Ассом и инженером Александром Епифановым). Площадка в 7 тыс. м2 открывается в феврале выставкой «Музей великих надежд» о знаменитых людях Нижнего Новгорода. Директор Приволжского филиала ГЦСИ Анна Гор рассказала о ходе реставрации, музейных заработках и своей аудитории.

Была ли передача вам здания везением?

Это было везением, основанным на очень тщательной и многолетней серьезной работе. Первая мысль о том, что нам нужен Арсенал, появилась в 1994 году, когда Нижний Новгород готовился к 100-ле­тию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года. И мы пытались всем доказать, что важна не только промышленность, а выставка «художественно-промышленная» — «художественно» было на первом месте. И что многие вещи в русском искусстве начинались именно тогда, что это очень важный момент — сделать художественный павильон. В результате мы сделали очень небольшую, на 100 м2, экспозицию, которая в 1997 году в Нижнем Новгороде впервые показывала искусство, связанное с новыми технологиями на нижегородской ярмарке. Однако сама мысль стала развиваться от худо­­жествен­ного павильона в сторону постоянного музейного пространства, связанного с современным искусством. Мы стали оглядываться вокруг, искать какие-то подходящие пространства и поняли, что вот он, военный объект «Арсенал», который нуждается в конверсии. И все время об этом говорили вслух с разными сообществами. В 2003 году Министерство обороны решило здание освободить. Я думаю, у них были вполне прагматичные посылы: или они должны были этот памятник реставрировать сами, потому что статус памятника никто не отменял, или надо было просто отдать его, скажем, Министерству культуры, как в данном случае и произошло. И мы его получили. Так что это совсем не случайность — это, конечно, везение.

Во сколько вам в итоге обошелся ремонт здания?

Сумма сложилась за все годы, а это 11 лет беспрерывных работ начиная с ликвидации аварийных моментов, с разборки завалов: там целые стены отпали кусками. Нужно понимать, что есть три разных процесса, объе­диненных одной задачей. Во-пер­вых, инженерная реставрация памятника. Это большая работа, очень дорогая и довольно сложная, и она не заметна глазу, но на самом деле это чудовищные вложения. Во-вторых, нужно было отреставрировать то, что заметно: стены, архитектурные детали, кровлю сменить. Третий процесс, не менее важный, — это приспособление здания, его нужно было сделать музейным из складского. Эти три процесса, естественно, пересекаются. Это приблизительно 900 млн руб. Цена 1 м2 при таком раскладе примерно в полтора-два раза ниже, чем среднеевропейская, но все равно, конечно, это немаленькие деньги.

Из каких источников складывалось финансирование?

Это только деньги федерального бюджета. Это федеральный памятник, мы федеральное учреждение культуры. Это федеральная собственность, которая отреставрирована на федеральные деньги. Вот в это, знаете ли, никто особо не вкладывается. В деятельность — другое дело. Вот для деятельности мы привлекаем очень много разных источников.

А кого привлекаете?

Наш любимый источник — грантовое финансирование. Также выяснилось, что ни что не дает много, а все дает понемножку. Поэтому мы стараемся как бы разложить наш способ заработка на много-много разных удовольствий для зрителя: и кафе, и книжная лавка, и продажа сувениров, и платные мастер-классы — все это собирается в какие-то деньги, не могу сказать, что большие, но достаточные для того, чтобы в экстренных случаях не чувствовать себя сиротками.

А вы не боитесь, что на такое прекрасное здание теперь кто-нибудь позарится?

Вот это российский вопрос, правда? Потому что трудно себе представить, что в каком-то осмысленном, развитом обществе такая социальная функция может кому-то казаться не приоритетной. Но, честно говоря, мы так настроены на контакт с обществом, что нам кажется, что наша деятельность востребованна и нужна и что, если вдруг такое произойдет, за нас будет кому заступиться. Арсенал не может быть супермаркетом, однозначно, он не может быть учебным заведением, он не может быть, ну я не знаю, административным офисом. Это все страшно неудобно просто, чисто экспозиционная композиция здания — музейная анфилада, она трудно представима в другой функции. И содержать его тоже довольно тяжело. Пока это ответственность федерального бюджета, и на самом деле это федеральные инвестиции в регион. Представьте себе: 7 тыс. м 2, оснащенных всеми системами вентиляции, кондиционирования, отопления, канализации и всего прочего.

Почему вы решили открыться именно этой выставкой?

Мы очень серьезно и тщательно анализировали, какой должна быть первая выставка, думали, кто наш зритель. Московские критики? Безусловно. Значит, это должно быть современное искусство, но внятное и интересное, современное. Однако все-таки наш основной зритель — житель Нижнего Новгорода. К современному искусству он, в принципе, привык, и он хорошо к нему относится. Мне кажется, что человек гораздо охотнее воспринимает и начинает рассуждать о том, что его цепляет, что ему знакомо в какой-то мере, а историей своего места интересуются даже те, кто не интересуется современным искусством. Поэтому соединить эти две вещи показалось нам и правильным, и принципиальным. 

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+