18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Зачем реконструировать искусство 1960–1970-х?

№15
Материал из газеты

Коллекционеры готовы добывать забытую или пропавшую классику современного искусства едва ли не из помойки

Серия скульптур японца Нобуо Секине была извлечена из запасников, после того как провела там более 30 лет. Недавно эти вещи можно было вновь увидеть воочию — на выставке Unlimited в рамках ярмарки Art Basel. Абстрактные формы из черного фибропластика носят общее название «Фаза небытия: черный»; серия гастролировала по Европе в 1978–1979 годах, но больше никогда не экспонировалась. Показ, организованный лос-анджелесской галереей Blum & Poe (U35 и 2.1/J18 на Art Basel), свидетельствует о пробуждении интереса к искусству прошлого. Произведения 1960–1970-х годов, которые долгое время были забыты, вновь попадают на выставки, а утраченные или испортившиеся работы воссоздаются. Франко Фанелли, художественный критик Il Giornale dell’Arte, итальянской версии нашей газеты, видит две причины, приводящие к этому. Во-первых, рынок утратил доверие к молодым, непроверенным художникам. Во-вторых, коллекционеры, ищущие новизны, осознали, что могут покупать работы 1960–1970-х годов, которые гораздо радикальнее, чем современные, а вдобавок еще и намного дешевле.

«Никогда прежде 1960-е годы не были так значимы: сейчас они повсюду. Со временем выяснилось, что это десятилетие было даже радикальнее и еще сильнее изменило представления об искусстве, чем казалось раньше», — говорит Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес и один из кураторов выставки Prima Materia в здании бывшей венецианской таможни Пунта делла Догана, где представлены работы из собрания французского миллиардера Франсуа Пино (до 31 декабря 2014 года). Эта выставка объединяет представителей «Школы вещей» («Моно-ха»), в том числе Нобуо Секине, с их современниками, принадлежавшими к течению arte povera. Эти группы художников появились примерно в одно время и использовали натуральные материалы, но их возникновение в разных уголках мира было абсолютно независимым.

В Пунта делла Догана экспонируется еще одна работа Секине — «Фаза небытия: вода» (1969). Это два стальных, покрытых черным лаком объекта — по сути, сосуды разной формы, высокий цилиндирический и плоский прямоугольный, которые, однако, содержат одинаковое количество воды. Там же можно увидеть инсталляцию Кисио Суги «Зазор входа в космос» (1979), сделанную из цинковых пластин и камней, и «Бумагу» Сусуму Косимизу — открытый бумажный куб, в котором лежит камень. Все эти работы экспонировались много лет назад, но затем исчезли из виду. Они были воссозданы в 2012 году для выставки в галерее Blum & Poe, где их увидел и купил Пино. Совладелец галереи Тим Блум говорит, что выставка группы «Моно-ха» «Реквием по Солнцу», которая проходила в Лос-Анджелесе с февраля 2012 года, стала одним из самых громких успехов его галереи. Кроме Пино в число покупателей вошли коллекционер Говард Рачофски из Далласа, который теперь экспонирует приобретенные работы в своей новой галерее, бразилец Бернардо Пас и Музей Гуггенхайма в Абу-Даби.

Заметное оживление интереса к «Моно-ха» на Западе показывает, какое влияние может оказать своевременно организованная выставка. Искусство 1960-х по большей части обязано своим возрождением кураторам и музеям. Не в последнюю очередь это связано с тем, что многие произведения того времени были недолговечными и их трудно продавать и коллекционировать. Проще всего, оказывается, воссоздать перформансы, поэтому их сейчас можно найти повсюду. На ретроспективе Марины Абрамович, которая прошла в нью-йоркском Музее современного искусства в 2010 году, демонстрировались работы, созданные за 40 лет. Ее произведения впервые исполнялись в стенах музея не самим автором. Многие другие работы в этом жанре неоднократно воспроизводились на ярмарках — пусть это и не самая уместная атмосфера для перформансов, которые в свое время были полностью отделены от рынка. Одной из самых амбициозных реконструкций в истории искусств стала выставка, которая сейчас проходит в венецианском Фонде Prada. Экспозиция «Когда отношения обретают форму» почти полностью повторяет знаменитую выставку концептуального искусства и arte povera, которая была организована Харальдом Зееманом в 1969 году в бернском Кунстхалле. Даже много лет спустя критики отзывались о ней с восхищением.

На выставке экспонировалось около 140 работ из самых разных материалов: там были и бумага, и штукатурка, и войлок, и веревка, и воск, и кирпичи. Их авторами были Йозеф Бойс, Карл Андре, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти, Ева Гессе, Ричард Артшвагер и многие другие. Их искусство отрицало все традиционные иерархии. Для новой версии выставки, которая продлится до 3 ноября, удалось найти или восстановить почти все работы. Куратором экспозиции является Джермано Челант. Используя тысячи архивных фотографий, архитектор Рем Колхас воссоздал стены, полы и даже радиаторы и электропроводку бернского выставочного зала. Все это разместилось в залах палаццо XVIII века на Большом канале.

«Выставка воплощает в себе дух эпохи, когда художники верили, что все возможно, и вместе работали в стремлении к общей цели», — говорит Челант. По его словам, никто не ставил себя выше других и не требовал для себя особого положения, как это случается в наши дни. Все помогали друг другу. «Бойс просил Саркиса помочь ему с установкой работы. Все итальянцы оказывали друг другу помощь. Этот общинный дух давно исчез», — рассказывает куратор.

«Если оглянуться на искусство 40-летней давности, станет ясно, что подлинный вклад в историю внесли именно такие выставки, а не то, что продавалось на рынке, — полагает Челант, который помогал Зееману устраивать бернскую выставку 1969 года и произносил речь на открытии. — В те годы нам нужно было правильно расположить предметы в доступном пространстве. Сами работы не имели никакой экономической ценности. Это были просто фрагменты разных материалов. Никто не думал о том, что их можно будет продать, и художники не стремились получить свои произведения обратно после выставки». «Долгие годы подобные работы собирали только музеи, потому что там было место, чтобы их хранить, — продолжает итальянец. — Рынок сконцентрировался на живописи и скульптуре. Ситуация не меняется и в наши дни: произведения, представленные здесь, продаются плохо, а более долговечные работы тех же художников успешно уходят с аукционов».

Тем не менее некоторые произведения с выставки 1969 года впоследствии стали известными, поэтому Челанту не удалось включить их в экспозицию. «В Берне было произведение Нила Дженни, который сейчас сотрудничает с галереей Gagosian (2.0/B15). Эту работу мы не смогли воссоздать. Когда он изготовил ее, ему был 21 год. Он зашел в магазин на Бауэри и увидел гору сломанных флюоресцентных трубок. Дженни попросил разрешения их забрать, и владелец магазина дал добро. Они и экспонировались в Берне. Но реконструкция обошлась бы нам в миллионы — мы не могли себе позволить подобное. Это противоречило бы духу 1960-х годов, когда художники использовали любые доступные материалы свободно и безнаказанно».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+