18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Зачем реконструировать искусство 1960–1970-х?

№15
Материал из газеты

Коллекционеры готовы добывать забытую или пропавшую классику современного искусства едва ли не из помойки

Серия скульптур японца Нобуо Секине была извлечена из запасников, после того как провела там более 30 лет. Недавно эти вещи можно было вновь увидеть воочию — на выставке Unlimited в рамках ярмарки Art Basel. Абстрактные формы из черного фибропластика носят общее название «Фаза небытия: черный»; серия гастролировала по Европе в 1978–1979 годах, но больше никогда не экспонировалась. Показ, организованный лос-анджелесской галереей Blum & Poe (U35 и 2.1/J18 на Art Basel), свидетельствует о пробуждении интереса к искусству прошлого. Произведения 1960–1970-х годов, которые долгое время были забыты, вновь попадают на выставки, а утраченные или испортившиеся работы воссоздаются. Франко Фанелли, художественный критик Il Giornale dell’Arte, итальянской версии нашей газеты, видит две причины, приводящие к этому. Во-первых, рынок утратил доверие к молодым, непроверенным художникам. Во-вторых, коллекционеры, ищущие новизны, осознали, что могут покупать работы 1960–1970-х годов, которые гораздо радикальнее, чем современные, а вдобавок еще и намного дешевле.

«Никогда прежде 1960-е годы не были так значимы: сейчас они повсюду. Со временем выяснилось, что это десятилетие было даже радикальнее и еще сильнее изменило представления об искусстве, чем казалось раньше», — говорит Майкл Гован, директор Художественного музея округа Лос-Анджелес и один из кураторов выставки Prima Materia в здании бывшей венецианской таможни Пунта делла Догана, где представлены работы из собрания французского миллиардера Франсуа Пино (до 31 декабря 2014 года). Эта выставка объединяет представителей «Школы вещей» («Моно-ха»), в том числе Нобуо Секине, с их современниками, принадлежавшими к течению arte povera. Эти группы художников появились примерно в одно время и использовали натуральные материалы, но их возникновение в разных уголках мира было абсолютно независимым.

В Пунта делла Догана экспонируется еще одна работа Секине — «Фаза небытия: вода» (1969). Это два стальных, покрытых черным лаком объекта — по сути, сосуды разной формы, высокий цилиндирический и плоский прямоугольный, которые, однако, содержат одинаковое количество воды. Там же можно увидеть инсталляцию Кисио Суги «Зазор входа в космос» (1979), сделанную из цинковых пластин и камней, и «Бумагу» Сусуму Косимизу — открытый бумажный куб, в котором лежит камень. Все эти работы экспонировались много лет назад, но затем исчезли из виду. Они были воссозданы в 2012 году для выставки в галерее Blum & Poe, где их увидел и купил Пино. Совладелец галереи Тим Блум говорит, что выставка группы «Моно-ха» «Реквием по Солнцу», которая проходила в Лос-Анджелесе с февраля 2012 года, стала одним из самых громких успехов его галереи. Кроме Пино в число покупателей вошли коллекционер Говард Рачофски из Далласа, который теперь экспонирует приобретенные работы в своей новой галерее, бразилец Бернардо Пас и Музей Гуггенхайма в Абу-Даби.

Заметное оживление интереса к «Моно-ха» на Западе показывает, какое влияние может оказать своевременно организованная выставка. Искусство 1960-х по большей части обязано своим возрождением кураторам и музеям. Не в последнюю очередь это связано с тем, что многие произведения того времени были недолговечными и их трудно продавать и коллекционировать. Проще всего, оказывается, воссоздать перформансы, поэтому их сейчас можно найти повсюду. На ретроспективе Марины Абрамович, которая прошла в нью-йоркском Музее современного искусства в 2010 году, демонстрировались работы, созданные за 40 лет. Ее произведения впервые исполнялись в стенах музея не самим автором. Многие другие работы в этом жанре неоднократно воспроизводились на ярмарках — пусть это и не самая уместная атмосфера для перформансов, которые в свое время были полностью отделены от рынка. Одной из самых амбициозных реконструкций в истории искусств стала выставка, которая сейчас проходит в венецианском Фонде Prada. Экспозиция «Когда отношения обретают форму» почти полностью повторяет знаменитую выставку концептуального искусства и arte povera, которая была организована Харальдом Зееманом в 1969 году в бернском Кунстхалле. Даже много лет спустя критики отзывались о ней с восхищением.

На выставке экспонировалось около 140 работ из самых разных материалов: там были и бумага, и штукатурка, и войлок, и веревка, и воск, и кирпичи. Их авторами были Йозеф Бойс, Карл Андре, Яннис Кунеллис, Алигьеро Боэтти, Ева Гессе, Ричард Артшвагер и многие другие. Их искусство отрицало все традиционные иерархии. Для новой версии выставки, которая продлится до 3 ноября, удалось найти или восстановить почти все работы. Куратором экспозиции является Джермано Челант. Используя тысячи архивных фотографий, архитектор Рем Колхас воссоздал стены, полы и даже радиаторы и электропроводку бернского выставочного зала. Все это разместилось в залах палаццо XVIII века на Большом канале.

«Выставка воплощает в себе дух эпохи, когда художники верили, что все возможно, и вместе работали в стремлении к общей цели», — говорит Челант. По его словам, никто не ставил себя выше других и не требовал для себя особого положения, как это случается в наши дни. Все помогали друг другу. «Бойс просил Саркиса помочь ему с установкой работы. Все итальянцы оказывали друг другу помощь. Этот общинный дух давно исчез», — рассказывает куратор.

«Если оглянуться на искусство 40-летней давности, станет ясно, что подлинный вклад в историю внесли именно такие выставки, а не то, что продавалось на рынке, — полагает Челант, который помогал Зееману устраивать бернскую выставку 1969 года и произносил речь на открытии. — В те годы нам нужно было правильно расположить предметы в доступном пространстве. Сами работы не имели никакой экономической ценности. Это были просто фрагменты разных материалов. Никто не думал о том, что их можно будет продать, и художники не стремились получить свои произведения обратно после выставки». «Долгие годы подобные работы собирали только музеи, потому что там было место, чтобы их хранить, — продолжает итальянец. — Рынок сконцентрировался на живописи и скульптуре. Ситуация не меняется и в наши дни: произведения, представленные здесь, продаются плохо, а более долговечные работы тех же художников успешно уходят с аукционов».

Тем не менее некоторые произведения с выставки 1969 года впоследствии стали известными, поэтому Челанту не удалось включить их в экспозицию. «В Берне было произведение Нила Дженни, который сейчас сотрудничает с галереей Gagosian (2.0/B15). Эту работу мы не смогли воссоздать. Когда он изготовил ее, ему был 21 год. Он зашел в магазин на Бауэри и увидел гору сломанных флюоресцентных трубок. Дженни попросил разрешения их забрать, и владелец магазина дал добро. Они и экспонировались в Берне. Но реконструкция обошлась бы нам в миллионы — мы не могли себе позволить подобное. Это противоречило бы духу 1960-х годов, когда художники использовали любые доступные материалы свободно и безнаказанно».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+