18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Эксперты распознали в бронзовых скульптурах руку Микеланджело

Накануне открытия выставки в кембриджском Музее Фицуильяма, пишет theartnewspaper.com, группа искусствоведов и реставраторов (а еще специалистов по анатомии) сообщила о сенсационном открытии: представленные в экспозиции парные бронзовые фигуры, высотой около 1 м каждая, изображающие вакхантов, молодого и пожилого, верхом на пантерах, — это произведение Микеланджело его второго римского периода, относящееся примерно к 1508–1510 годам.

Как известно, Микеланджело работал с бронзой (и обучался в мастерской флорентийского скульптора и литейщика Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло), хотя вообще-то бронзу не любил, и ни одно его произведение в этом материале не сохранилось (наиболее известна, благодаря Вазари, переплавленная в большую пушку болонская статуя папы Юлия II). Так что английская находка сможет многое сообщить о до сих пор малоизученной стороне творчества титана Возрождения.

О происхождении парных статуй известно тоже немного — во всяком случае, до того, как в 1878 году они оказались в коллекции Адольфа де Ротшильда, принадлежавшего к неаполитанской ветви Ротшильдов, прекратившейся в 1901 году. Одно время уже высказывалось предположение о том, что фигуры выполнены Микеланджело, но оно было немедленно оспорено; также в качестве возможных авторов назывались Якопо Сансовино и Тициан Аспетти — но в целом статуи не особо привлекали внимание специалистов. В собрании Ротшильдов они оставались до 1957 года, когда их продали некоему коллекционеру из Франции, — и вновь появились перед публикой как работа «флорентийской школы, середина XVI века» на лондонском Sotheby’s в июле 2002 года, где ушли с молотка за $1,8 млн. На выставке в Королевской академии художеств в 2012 году они были представлены как произведение «круга Микеланджело». И вот теперь этот круг сенсационно сузился. 

В пользу авторства Микеланджело выступал Пол Иоаннидес, почетный профессор истории искусств Кембриджского университета: изучив эскизы учеников Микеланджело из музея Фабр в Монпелье, он нашел одну композицию, весьма напоминающую некогда ротшильдовские парные скульптуры. Со временем вокруг Иоаннидеса собралась целая команда специалистов. Лаборатория Оксфордского университета изучала состав бронзы, а реставраторы из Рейксмузеума проверяли, насколько метод литья соответствует тому, что нам вообще известно о бронзолитейной практике во Флоренции начала XVI века. Были проведены и консультации со специалистами по анатомии, подтвердившими сходство приемов в разработке пластики бронзовых вакхантов с теми, что были свойственны Микеланджело (например, то, как выполнены пупки, или чуть гипертрофированное изображение абдоминальных мышц). И в конце концов, резюмировал Пол Иоаннидес, эти работы «производят впечатление истинной мощи и по-настоящему красивы».

Выставка в Музее Фицуильяма пройдет с 3 февраля до 9 августа.

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+