18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Эксперты распознали в бронзовых скульптурах руку Микеланджело

Накануне открытия выставки в кембриджском Музее Фицуильяма, пишет theartnewspaper.com, группа искусствоведов и реставраторов (а еще специалистов по анатомии) сообщила о сенсационном открытии: представленные в экспозиции парные бронзовые фигуры, высотой около 1 м каждая, изображающие вакхантов, молодого и пожилого, верхом на пантерах, — это произведение Микеланджело его второго римского периода, относящееся примерно к 1508–1510 годам.

Как известно, Микеланджело работал с бронзой (и обучался в мастерской флорентийского скульптора и литейщика Бертольдо ди Джованни, ученика Донателло), хотя вообще-то бронзу не любил, и ни одно его произведение в этом материале не сохранилось (наиболее известна, благодаря Вазари, переплавленная в большую пушку болонская статуя папы Юлия II). Так что английская находка сможет многое сообщить о до сих пор малоизученной стороне творчества титана Возрождения.

О происхождении парных статуй известно тоже немного — во всяком случае, до того, как в 1878 году они оказались в коллекции Адольфа де Ротшильда, принадлежавшего к неаполитанской ветви Ротшильдов, прекратившейся в 1901 году. Одно время уже высказывалось предположение о том, что фигуры выполнены Микеланджело, но оно было немедленно оспорено; также в качестве возможных авторов назывались Якопо Сансовино и Тициан Аспетти — но в целом статуи не особо привлекали внимание специалистов. В собрании Ротшильдов они оставались до 1957 года, когда их продали некоему коллекционеру из Франции, — и вновь появились перед публикой как работа «флорентийской школы, середина XVI века» на лондонском Sotheby’s в июле 2002 года, где ушли с молотка за $1,8 млн. На выставке в Королевской академии художеств в 2012 году они были представлены как произведение «круга Микеланджело». И вот теперь этот круг сенсационно сузился. 

В пользу авторства Микеланджело выступал Пол Иоаннидес, почетный профессор истории искусств Кембриджского университета: изучив эскизы учеников Микеланджело из музея Фабр в Монпелье, он нашел одну композицию, весьма напоминающую некогда ротшильдовские парные скульптуры. Со временем вокруг Иоаннидеса собралась целая команда специалистов. Лаборатория Оксфордского университета изучала состав бронзы, а реставраторы из Рейксмузеума проверяли, насколько метод литья соответствует тому, что нам вообще известно о бронзолитейной практике во Флоренции начала XVI века. Были проведены и консультации со специалистами по анатомии, подтвердившими сходство приемов в разработке пластики бронзовых вакхантов с теми, что были свойственны Микеланджело (например, то, как выполнены пупки, или чуть гипертрофированное изображение абдоминальных мышц). И в конце концов, резюмировал Пол Иоаннидес, эти работы «производят впечатление истинной мощи и по-настоящему красивы».

Выставка в Музее Фицуильяма пройдет с 3 февраля до 9 августа.

Самое читаемое:
1
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
Ангелы и демоны, купчихи, монахини, аэропланы и невесомость — все это и многое другое откроется зрителям, которые смогут выкроить день или два из новогодних праздников
27.12.2024
Пять выставок, ради которых стоит ненадолго выбраться из Москвы
2
В Пушкинском музее меняется руководство
На смену Елизавете Лихачевой на должность директора ГМИИ им. А.С.Пушкина придет Ольга Галактионова из РОСИЗО
16.01.2025
В Пушкинском музее меняется руководство
3
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
Накануне нового выставочного года наша редакция традиционно опросила музеи насчет их планов и публикует свой список прогнозов о самых интересных проектах
27.12.2024
Лучшие выставки 2025 года: от китайской трапезы до Татлина
4
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
Проект «Жили-были. Школа русской сказки» рассматривает, как сказки и их визуальные воплощения проникли в нашу повседневность и стали масскультурой, окружающей нас везде. Удалось ли кураторам найти оригинальный подход к не новой теме?
23.12.2024
В гостях у сказки: на «Винзаводе» выставка для всех возрастов
5
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
Ольга Галактионова, с 2021 года руководившая Музейно-выставочным центром «РОСИЗО», назначена директором Пушкинского музея и с сегодняшнего дня вступает в должность. Исполнять обязанности директора РОСИЗО пока будет ее заместитель Георгий Москвичев
17.01.2025
Ольга Галактионова: «Когда предлагают возглавить один из главных музеев мира, невозможно не согласиться»
6
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
Русский музей подготовил юбилейную выставку, которая демонстрирует: хотя мы знаем Васнецова в первую очередь по сказочным сюжетам, его творчество оказывается многомерным, не поддающимся однозначным определениям
25.12.2024
Виктор Васнецов: доставка жар-птицы ковром-самолетом
7
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Открывается для посещения Зубовский флигель Екатерининского дворца в музее-заповеднике «Царское Село». Воссоздание убранства личных покоев императрицы, почти целиком утраченного во время Великой Отечественной войны, заняло пять лет
23.12.2024
Апартаменты Екатерины II в Царском Селе готовы принять всех желающих — но понемногу
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+