18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Любимый орел Жаклин Кеннеди вернулся на место

№30
Материал из газеты

Покойная первая леди не хотела, чтобы скульптура, установленная неподалеку от Белого дома, когда-либо покидала свое место, однако для реставрации ее все же пришлось переместить

В конце 2014 года черно-золотая бронзовая скульптура орла весом почти 2,5 т авторства покойного американского художника Льюиса Айзлина была отреставрирована и возвращена на свое место неподалеку от Белого дома в Вашингтоне. Однако то, что начиналось как ничем не примечательные реставрационные работы, очень быстро превратилось в непростую задачу, и поговаривают, что виной тому пожелание бывшей первой леди, чтобы это произведение всегда оставалось на своем месте.

Прибыв этим летом для осмотра работы, реставраторы из реставрационной лаборатории «Мак-Кей — Лодж» «не могли понять, почему [орла] не получается снять со стены». «Мы обнаружили, — рассказывает президент компании Роберт Лодж, — что скульптура установлена таким образом, что демонтировать ее можно, только разрушив стену». Этот вариант был исключен, поскольку орел находится на стене дома Долли Мэдисон, жены Джеймса Мэдисона, президента США с 1809 по 1817 год.

Прежде чем оказаться в столице, скульптура размещалась на фасаде Музея американского искусства Уитни на 53-й улице в Нью-Йорке. По словам представительницы музея, когда в 1966 году здание было продано Музею современного искусства, орла подарили Администрации общих служб США (GSA) — федеральному агентству, осуществляющему контроль за правительственной программой по развитию паблик-арта. (Макет орла, являющегося первоначальным логотипом Уитни, по-прежнему находится в постоянной коллекции музея.)

Существуют разные версии истории о том, как трехметровая скульптура в конце концов оказалась на доме Долли Мэдисон в 1968 году. «Орел держится на стальных скобах, находящихся прямо внутри стены. Это означает, что поместивший его сюда человек имел доступ внутрь дома и хотел, чтобы скульптура всегда оставалась на месте», — говорит реставратор Джим Гвиннер. Возможно, организацией работ занималась GSA, но, по словам Гвиннера, исследовательская работа и беседы с историками заставляют предположить, что установка была произведена по личному желанию Жаклин Кеннеди. Из Президентской библиотеки и музея Джона Ф. Кеннеди ответа на запрос не получено, однако общеизвестно, что в то время первая леди активно выступала за сохранение дома Долли Мэдисон и окружающей исторической застройки.

После двух неудачных попыток реставраторы сняли скульптуру, просверлив в орле две большие дыры и перерезав стальные скобы. В ходе реставрационных работ, которые длились четыре месяца, разрушающаяся скульптура была покрыта свежим слоем патины и позолоты.

Четвертого октября реставраторы, которые занимаются всей художественной коллекцией GSA, с помощью подъемного крана ввезли орла на территорию Белого дома через въезд Секретной службы США и вернули его на место в стене дома Долли Мэдисон.

Это историческое здание отлично подходит для орла Айзлина. По стилю эта хищная птица похожа на ту, что красуется на официальном фарфоре Белого дома Долли Мэдисон, которая, как и Кеннеди, любила искусство и активно занималась его охраной. Пожалуй, она наиболее известна тем, что во время сожжения Капитолия в 1814 году сохранила портрет Джорджа Вашингтона кисти Гилберта Стюарта от британской армии. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+