Все работы выставки Грамматика свободы / пять уроков — из коллекции ARTEAST 2000+ Музея современного искусства Любляны. Коллекцию начала собирать в 1990-е его директор Зденка Бадовинац при участии российского куратора Виктора Мизиано, экс-директора Варшавского национального музея Петра Пиотровского, швейцарского куратора Харальда Зеемана и словенского критика и теоретика Игоря Забела. В это крупнейшее собрание послевоенного искусства вошли в основном произведения художников из Восточной Европы, в том числе из России: Юрия Альберта, Ильи Кабакова, Комара и Меламида, Андрея Монастырского и других. Оно уже объездило полмира, а теперь ожидается и в России, где восточноевропейское искусство, мягко говоря, знают мало.
Пять уроков — это пять арт-стратегий свободы с 1960-х до наших дней. Уроки свободы будут преподавать гранды восточноевропейского искусства: Марина Абрамович, Джета Бретеску, Ион Григореску, Йиржи Кованда, Младен Стилинович, Милица Томич. Русские художники также вошли в эту «образовательную программу» — работами Кабакова, Комара и Меламида.
Несмотря на то что страны Восточной Европы представлялись в СССР оазисом свободы, идеологический климат и там мало способствовал современному искусству. Там, как и в СССР, самой доступной формой коммуникации стали квартирные выставки, там же начинали и первые галереи. Ион Григореску, к примеру, устраивал в квартире перформансы, где единственным зрителем была камера (Мужское, женское, 1976), а его соратница Джета Бретеску выставляла арт-объекты, как Нет насилию!, — абстрактный образ из чего-то похожего на костыль, драпированный черной тряпкой. Йиржи Кованда, напротив, проводил акции в публичном пространстве. Но его действия были столь обыденными, что прохожие их просто не замечали.
Подобные жесты искусства 1970-х часто трактуются как политические, хотя сам Кованда утверждал, что ему тогда были важнее отношения искусства и реальности. Акции Марины Абрамович 1970-х годов тоже не всегда были политические. На выставке будет одна из ее ранних работ, где во время 6-часовой акции публике предлагалось делать с ней что угодно, используя выложенные на стол хлыст, колючие розы и заряженный пистолет.
И даже следующее поколение, куда более политически артикулированное, как словенская группа IRWIN, не всегда выступало с провокационными акциями. Их фильм Transnationala, о путешествии словенских и русских художников по США, — не только пример искусства взаимодействия, но и замечательный документ времени надежд и еще не утраченных иллюзий.