Статистика Энциклопедии русского авангарда впечатляет, как заявка на Книгу рекордов Гиннесса: «В трех томах содержится 1224 энциклопедические статьи, более 4000 изображений, авторский коллектив состоит из 233 ведущих в своих областях специалистов». К пресс-релизу можно добавить, что по физическому весу и рублевой цене энциклопедия так же уникальна, как по весу научному и цене художественной.
Первые два тома издания (составители Андрей Сарабьянов и Василий Ракитин) вышли в 2013 году и были признаны крайне нужными, так как содержали сведения обо всех художниках, архитекторах, издателях, коллекционерах и меценатах, прямо или косвенно связанных с авангардом. В том числе о малоизвестных и совсем забытых. В статьях первых двух томов энциклопедии много иллюстраций, среди них — произведения, редко или вовсе не репродуцировавшиеся. Так что со всех сторон в качестве справочника энциклопедия незаменима: статьи написаны авторами с высокой профессиональной репутацией. Правда, некоторых особо признанных ученых здесь нет, но это может удивить лишь наивных, не знающих, какие сложные отношения связывают людей искусства.
В конце 2014 года вышел третий том энциклопедии (в двух книгах), собравший статьи по истории и теории. Здесь описаны художественные события, прежде всего выставки, издания, объединения, союзы, музейные и частные коллекции, отличившиеся по теме города (Берлин, Вильнюс, Витебск). А также основные понятия, вызванные к новой жизни или рожденные творцами русского авангарда.
Было бы красиво начать вторую часть энциклопедии со статьи «Авангард», но она, написанная Ракитиным при участии Сарабьянова, оказалась только четвертой и на удивление короткой. Поскольку известно, что история появления термина и практика его употребления не ограничиваются описанными в статье событиями.
Статьи «Русский авангард» в энциклопедии нет вовсе — за заголовком «Русские сезоны. См. Балет» сразу идет «Русский балет С. П. Дягилева. См. Балет С. П. Дягилева». Вот так, энциклопедия есть, а статьи о ее предмете нет — что жаль: в российской выставочной музейной практике к русскому авангарду относят почти все искусство рубежа позапрошлого и прошлого веков. Энциклопедия никакой ясности в проблему не вносит, даже ее не фиксирует, лишь косвенно она затронута в предисловии «От составителей».
Но это частность. Главное, что в издании собрана масса полезного, даже завлекательного материала. Интригует несведущих большой текст о деревянной ложке. Он даже с гордостью анонсирован в пресс-релизе (поскольку ложка стала «символом нового искусства, направления, определенного Малевичем как „алогизм“ (1914)»).
Некоторые темы освещены серьезно и исчерпывающе, например о рукописной книге (Владимир Поляков). Есть ожидаемые теоретические статьи, как «Европейское влияние (Русский авангард и Запад)» Джона Боулта. Есть неожиданные, предмет которых не очевиден, как трактат Ю. Халтурина «Творческая практика русского авангарда».
Нашелся в третьем томе и Черный квадрат, изображения которого так не хватало в первых томах. Ему выделена целая статья — не длинная, но емкая, написанная тем же Сарабьяновым.
Было бы красиво, чтобы этой статьей энциклопедия и закончилась. Но в научном издании немотивированные красоты невозможны.
Кончается энциклопедия в четырех книгах иностранным алфавитом с тремя статьями «Ars», «Esprit Nouveau» и «Ready-made», то есть Фонтаном Марселя Дюшана. И это в некотором смысле символично.
Энциклопедия русского авангарда. Изобразительное искусство. Архитектура. Т. III. История. Теория / Авторы-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов. М.: ООО «Глобал Эксперт энд Сервис Тим», 2014.