18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Неизвестные рекорды

В прошлом, 2014 году на арт-рынке было поставлено немало рекордов: продана самая дорогая картина женщины-художника, и самая дорогая картина русского художника, и еще много «самых-самых», о которых писали СМИ, в том числе TANR. Однако нашлись рекорды и факты не менее впечатляющие, но почти совсем неизвестные публике.


Алексей Саврасов. «Бурлаки на Волге». Audap & Mirabaud, Париж. 939 тыс.

Картина появилась в декабре 2014 года на парижском аукционе Audap & Mirabaud с эстимейтом в €70–90 тыс. Полотно велико (126´207 см), композиционно выверенно и тщательно написано, датировано 1870 годом. Алексей Саврасов неоднократно писал виды Волги, в том числе бурлаков, тянущих бечеву («Бурлаки на Волге», 1871, Государственная Третьяковская галерея). Похоже, что на аукцион попало полотно «Волга под Юрьевцем», изображение которого в разных исследованиях о творчестве художника иногда воспроизводится в черно-белом варианте с пометкой «местонахождение неизвестно» или «хранится в частной коллекции во Франции». В источниках также цитируется описание этого полотна, за которое Саврасов в 1871 году был удостоен первой премии на конкурсе Московского общества любителей художеств: «Картина эта довольно обширных размеров (более сажени в ширину). Колорит, если так можно выразиться, дождливый. Бесконечная зыбь матушки-кормилицы Волги; облачное небо; Юрьевец на взгорье; куча бурлаков, тянущих на бечеве баржу; невеселая, но характерная картина...» Именно это полотно, видимо, имеют в виду и когда говорят о том, что с фигурами Саврасову иногда помогал Василий Перов. Можно надеяться, что тот, кто поднял цену на картину в десять раз и приобрел ее за почти что миллион евро, понимает все ее значение и покажет полотно российской публике.


Константин Маковский. «Счастливая Аркадия». Stockholms Auktionsverk, Стокгольм. 916 тыс.

Кто такой Константин Маковский и как его любят русские коллекционеры, в стокгольмском аукционном доме знают прекрасно, ведь здесь работает консультантом Иван Самарин, признанный знаток русской классической живописи. Поэтому с эстимейтом не ошиблись, он уже был внушительным — €650–780 тыс. Но итог все равно превзошел ожидания. Огромное панно «Счастливая Аркадия» с 1930-х годов находилось в одном шведском поместье и дважды вместе с ним перепродавалось. Предполагается, что оно является либо оригиналом, либо авторским повторением одного из огромных панно, сделанных художником в 1886–1889 годах для особняка Сергея фон Дервиза в Петербурге (вторая «Счастливая Аркадия» появлялась на аукционе в Финляндии в 1989 году, а затем в 2007 году была куплена на Sotheby’s в Нью-Йорке за €2,2 млн). В любом случае качество обеих работ и документально подтвержденная история бытования не позволяют сомневаться в их подлинности. В конце XIX — начале XX века повторить такое большое полотно было возможно только при наличии авторского картона в натуральную величину. До последнего времени картина не воспроизводилась в цвете, так что изготовить столь совершенную копию на основе только черно-белой репродукции в журнале «Нива» не представляется возможным. В итоге молоток ударил на €916 тыс., итоговая стоимость превысит миллион. Всего на торгах предлагалось 38 русских работ, из них продано 23.


Абрам Архипов. «Портрет молодой крестьянки». Uppsala auction House, Швеция. Около 500 тыс.

Полотно с изображением крестьянки в красном сарафане и цветастом платке заметно выделялось среди прочих работ, представленных на аукционе. Когда-то, до кризиса 2008 года, аукцион в шведском городке Уппсала проводил даже специализированные русские торги, по отдельному каталогу. Сейчас русский раздел сильно сократился, но не исчез и фигурирует дважды в год в «Важных торгах». В прошедшем декабре русских лотов было всего 16 — зато все, кроме одного, проданы, и полотно Архипова стало ожидаемым топ-лотом. Согласно представленному экспертами аукционного дома провенансу, картина некогда была приобретена в Лиссабоне у русской эмигрантки Бу Фрёманом (1926–2010), директором шведской фабрики. При эстимейте в €65–87 тыс. полотно продано за €433 тыс. — это цена молотка, так что итоговая стоимость приблизится к полумиллиону евро.


Агитационный настольный прибор "Перековка внучатами Ильича нечистой силы"», 1931. Палех, художник Николай Зиновьев. Shapiro Auctions, Нью-Йорк. $305 тыс.

Агитлаком — лаковой миниатюрой, в которой традиционные темы росписи заменены советской и просветительской тематикой, — интересуются столь крупные коллекционеры (среди которых Петр Авен и Александр Добровинский), что, казалось, на рынке уже не осталось не попавших в их собрания работ. Но нет, они иногда возникают на аукционах. Например, на октябрьских торгах аукциона Shapiro Auctions в Нью-Йорке, появился настольный прибор с лампой и карандашницей на подставке, коробкой для канцелярских предметов, пресс-папье, подносом и колодой "Антирелигиозных" карт с подставкой, расписанными крупнейшим палехским мастером Николаем Зиновьевым. На предметах образованные, умеющие читать пионеры разными способами побеждают дремучую Бабу-Ягу. При эстимейте в $30–40 тыс. набор подорожал в десять раз и продан за $305 тыс.


Илья Репин. «Нордман за книгой». Dorotheum, Прага. 273 тыс.

Этот портрет, написанный около 1900 года, был известен только по любительским фотографиям дома в Пенатах (где он висел до 1930 года) и упоминаниям. Позже портрет попал в частную коллекцию в чешском городе Острава и только спустя десятилетия выплыл на аукционе пражского отделения аукционного дома Dorotheum. Наталья Нордман, писательница (писала под псевдонимом Северова), впервые встретилась с художником в его мастерской, куда ее привела княгиня Мария Северова. Она на полтора десятилетия увлекла Репина, как бы сейчас сказали, харизмой (она была некрасива) и веселостью, доходившей иногда до сумасбродства; усадьбу Пенаты художник купил, чтобы Нордман было где почувствовать себя хозяйкой (они были не венчаны). Небольшой портрет был выставлен на торги с эстимейтом в €110–165 тыс. и продан за €273 тыс. Вообще-то это случилось в 2013 году, но, как сообщил аукционный дом, заплатили за работу и забрали ее только в 2014 году, так что можно вписать эту продажу в рекорды прошлого года. Между прочим, маленькое отделение Dorotheum в Праге все время радует интересными русскими продажами: в 2012 году тут купили пейзаж «Летний день. Охотино» Константина Коровина за €400 тыс., в 2013 году — его же маленькую «Обнаженную» за €350 тыс.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+