18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги российского арт-рынка-2014: графика

Скоро в Москве начнется новый аукционный сезон. Пока торги не стартовали, The Art Newspaper Russia подводит краткие итоги прошлого года на внутреннем российском рынке, ориентируясь на результаты московских аукционов

Графику продают едва ли не все московские аукционы, просто в разных пропорциях. Вместе с живописью она представлена на аукционах «Магнум Арс» и «Совком», тиражную графику и плакаты предлагают на специализированных или общих торгах те дома, что ориентированы на букинистику, такие как «Антиквариум» и «В Никитском», или универсальные дома, как «Русская эмаль» или «Кабинетъ», работающий едва ли не во всех возможных областях антикварного рынка. Тем не менее графику можно выделить и в отдельное направление коллекционирования и арт-рынка. Это направление очень многообещающее — и на фоне иссякания живописных шедевров («первые имена» в живописи найти далеко не просто, в графике — вполне возможно), и на фоне экономических проблем (она неизмеримо дешевле живописи). Мы поговорили об итогах 2014 года и тенденциях 2015 года с коллекционером и экспертом, а также с двумя аукционными домами, которые проводят специализированные аукционы графики.


Ильдар Галеев, коллекционер, эксперт, галерист: «Графические наследия еще не все устремились вослед „бегству капиталов“»
«Сегодня становится бесспорным утверждение: на международном арт-рынке графика — если не более, то по крайней мере не менее востребованный товар, чем другие виды искусства (в первую очередь живопись, затем прикладное искусство и фотография). Большие аукционы — Christie’s, Sotheby’s — уже давно закрепили в своих структурных департаментах специальные сейлы Works On Paper, своим объемом торгов зачастую достигающие таких показателей, которые не снились участникам рынка во все прежние времена. Это и неудивительно, если вспомнить, что гравюрные оттиски Мунка, например, уже перешагнули 7-значную стоимостную отметку, а рисунки любимца европейских эстетов Эгона Шиле — и подавно. Графика постепенно освобождается от ярлыка „младшая сестра“ — если под „старшей“ подразумевать живопись. К ней обращаются не только любители старомодно камерного и утонченного искусства. Есть и другие примеры. Один из свежих — прошлогодняя выставка в Королевской академии в Лондоне „Кьяроскуро“, почти полностью составленная из коллекции Георга Базелица, „великого и ужасного“ немецкого экспериментатора. Несколькими годами ранее в тех же залах демонстрировалась его собственная живопись и объекты, которые интересно было созерцать через призму увлечений их автора. Кричащие, перевернутые вверх ногами холсты, подчеркнутое неистовство его композиций — публичный месседж художника, предпочитающего тихое и тайное уединение в своем „купферштих-кабинете“ за рассматриванием драгоценностей — деревянных цветных гравюр эпохи Возрождения.

Графика будет всегда, даже когда в мире уже не останется живописи и кончится весь формальдегид для акул и овечек. Она и возникла, по сути, раньше всех, в виде наскальных рисунков. Сегодня мы, увидев самолетные росчерки над Красной площадью или в День Бастилии на Елисейских Полях, также склонны относить это творчество к одному из самых доминирующих в мире. Потому и понятно желание людей окружать себя графическими шедеврами. Чтобы утолить жажду, русские люди в начале ХХ века отправлялись на берега Сены для пополнения своих папок рисунками старых мастеров (Бенуа, Яремич, Сомов, Аргутинский). Сейчас, в начале века ХХI, география расширилась, есть и другие желанные для русского глаза реки, такие как Темза или Москва-река. Последняя — в приоритете, так как графические наследия еще не все устремились вослед пресловутому „бегству капиталов“. Есть еще места, где можно погулять вволю, благо текущий курс валюты оказывает таким людям свою поддержку. Коллекционеры знают, о чем я: тот предмет, который должен попасть в твое собрание, никогда не имеет четкой биржевой котировки, он всегда будет стоить ровно столько, сколько ты можешь за него заплатить».


Аукционный дом «Три века» — одна из старейших и известнейших антикварных галерей в России. Аукционные торги здесь начали проводить с ноября 2013 года, к 2015 году прошло 17 аукционов.
Топ-лот 2014 года в области графики — Иосиф Ветцель, «Весенний пейзаж», 1920-е. Стартовая цена 450 тыс. руб., продан за 750 тыс. руб.

Ирина Сабурова, руководитель аукционных проектов аукционного дома «Три века»: «Графика стала явным трендом российской антикварной торговли»
«За столь недолгий срок у нас сложился свой круг собирателей авторской и печатной графики, а также книжной иллюстрации. Мы в один день проводим аукционы живописи, графики и букинистические торги. С одной стороны, это обусловлено невозможностью проведения четкого деления в разделе книжной и печатной графики, с другой — взаимно их дополняет, стирает ограничения и предоставляет собирателям новые возможности. Наши аукционы стали своеобразным клубом для любителей книги и графики. Перед торгами к нам приходят знатоки и любители, изучают выставляемые лоты, листают каталоги, делятся своими знаниями о старых известных коллекциях: ленинградца А. Корнилова, москвичей А. Сидорова и А. Заволокина. Листы из этих собраний имеют особую ценность. Наши собиратели стали участниками полного аукционного цикла: от сбора коллекций (они часто предоставляют лоты на аукцион) до покупателей на самих торгах. Наблюдая растущий интерес к графике, наши комитенты приносят значимые работы ранее не очень популярных и недооцененных авторов, и они входят в активный рыночный оборот. Графика в последнее время стала явным трендом российской антикварной торговли. Недавний пример, подъем цены — стартовые 12 тыс. руб. на карандашные рисунки Александра Самохвалова подскочили до 60–80 тыс. руб. ухода. Всем известна антикварная истина: только аукцион дает возможность появления интересного, редкого материала, и только аукцион определяет его подлинную цену. Так, на нашем втором аукционе была продана с значительным повышением цены акварель Иосифа Ветцеля, на последующих аукционных торгах мы неоднократно выставляли работы этого виртуозного акварелиста, добавляя новое имя в активный рыночный оборот».


«Альбион Галерея» была первой на отечественном рынке, кто обратился к старинной гравюре: в октябре 1999 года галерея провела первый в нашей стране специализированный аукцион графических искусств. Аукционы «Старинные гравюры и карты. Печатная графика XVII–XX веков» в прошлом году проводились два раза, всего было выставлено на торги около 500 лотов.
Топ-лот 2014 года — Хусепе де Рибера, «Пьяный Силен и два сатира», 1628–1649. Продан за 200 тыс. руб.

Алексей Зайцев, директор «Альбион Галереи»: «Гравюра становится модным элементом интерьера, доступным среднему классу»
«В каталогах мы размещаем специализированные материалы об искусстве гравюры, о различных графических техниках, а в описаниях лотов подробно пишем о художниках, сюжетах, интересных и забавных фактах, связанных с авторами и произведениями. Такие издания служат ценными справочными пособиями для начинающих собирателей. Мы тщательно готовим торги, долго и кропотливо подбираем гравюрные листы и качественные оттиски. Мы предлагаем знатокам и любителям виды старой Москвы, запечатленные английскими и французскими мастерами, панорамы российских городов, увиденные европейскими путешественниками; цены доступны — от 1–1,5 тыс. руб. Коллекционерам „Альбион Галерея“ предлагает редкие гравюры по произведениям Рафаэля и Пуссена, редчайшего в России Джозефа Тернера и даже гравюрные листы Рубенса (его „Встречу Авраама и Мелхиседека“ (1638) можно было приобрести на торгах за 40–50 тыс. руб., что несколько ниже, нежели в Европе). Интерес к графическому материалу вполне стабилен, нынче гравюра становится модным элементом интерьера, доступным, в частности, и среднему классу. За последние годы значительно возросли знания и вкус российского платежеспособного покупателя».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+