18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Как Рейнолдс Рембрандта переписал

№30
Материал из газеты

Английский портретист изменил картину «Сусанна и старцы» в соответствии со своими представлениями о прекрасном: небо, дворец, выражения лиц, одежды Сусанны художник решил переписать

Оказывается, принадлежащее кисти Ре­мбрандта полотно Сусанна и старцы (1647) было фактически переписано другим известным живописцем — Джошуа Рей­нолдсом, которому картина принадлежала с 1769 года вплоть до его смерти в 1792-м. Новость о том, что над одним из главных шедевров коллекции Берлинской картинной галереи серьезно поработал великий английский портретист, теоретик искусства и первый президент Королевской академии художеств, как гром среди ясного неба прозвучала на конференции в лондонской Национальной галерее.

Около 90% красочного слоя картины — дело рук Рей­нолдса, а не Рембрандта, утверждают берлинский реставратор Клаудия Ло­рен­це-­Ландсберг и куратор Ка­ти Кляйнерт. Теперь перед Берлинской картинной галереей стоит непростая задача: либо изменить имя автора на этикетке, признав вмешательство Рейнолдса, либо каким-то образом попытаться вернуть Сусанне первоначальный вид.

Рембрандт начал картину в 1635 году и дважды перерабатывал ее, завершив в 1647-м. Работа была приобретена Берлинской картинной галереей в 1883 году и считается одним из величайших шедевров художника на религиозную тематику. Недавно она была исследована с помощью рентгена и нейтронной авторадиографии, использующей пучки нейтронов для анализа красочных пигментов. Кроме того, картину тщательно сравнили с гравюрой, исполненной в 1769 году, то есть еще до вмешательства Рейнолдса. От прежней, рембрандтовской картины фактически осталась лишь композиция.

Рейнолдс переписал голубовато-серое небо, добавив темные грозовые тучи и зловещий желтый цвет. Дворец на заднем плане в левой части полотна стал ярче, часть башни была увеличена, художник также убрал многие архитектурные детали, показавшиеся ему лишними.

Фигуры двух служанок и павлина у воды в саду вообще были записаны, как и пышная растительность на скале в центре картины. Одежды Сусанны стали ярко-алыми, в результате чего пропало ощущение структурности ткани, проработанности складок; кроме того, Рейнолдс закрасил расселину в форме раковины в скале за Су­санной. Старец, стоящий справа, у Рембрандта смотрел на купающуюся женщину с вожделением — но Рейнолдс переписал и его, сделав выражение лица более нейтральным и безучастным.

Нетронутыми на картине остались отчасти лишь три главные фигуры. Рейнолдс смывал целые фрагменты, используя жидкие растворители, следы от их капель можно заметить на картине. Избавился он и от холодной палитры оригинала, затемнив краски, а затем покрыв их желтоватым лаком.

То, что все эти изменения произошли именно в то время, когда картина находилась у Рейнолдса, подтверждено результатами нейтронной авторадио­граммы, выявившей наличие сурьмы в краске: во времена Рембрандта она еще не использовалась. Ученые из Берлина считают, что Рейнолдс хотел сделать картину «более похожей на Рембрандта — в понимании XVIII века, конечно».

Вероятно, он посчитал, что у мастера было слишком мало времени на работу, поэтому и решил «завершить» незаконченное, хотя манеру письма и технику великого голландца признавал «очень искусной и точной».
Команда исследователей заключила, что переписанные части «сильно отличаются от первоначальных, тщательно и методично проработанных». Рейнолдс изменил сам облик картины, она стала выглядеть так, «будто ее окунули в молочно-зеленый соус».

Известно, что Рейнолдс частенько «восстанавливал» принадлежащие ему картины. Однако работа Рем­бранд­та находилась в отличном состоянии (написана на панели из тропического дерева, вероятно, это часть ящика, в котором привозили сахар из Южной Америки). Реставраторы пришли к выводу, что Рейнолдс просто-напросто решил «улучшить» произведение, действуя из благих побуждений. Однако главный специалист по Рембрандту Эрнст ван де Ветеринг в заключительном обзорном томе исследовательского проекта Рембрандт, опубликованном в октябре прошлого года, утверждает, что Рейнолдс никогда не вмешивался в картину, а изменения были внесены самим Рембрандтом, чтобы сделать ее «более естественной… возможно, потому что эта история в основном плод нашего с вами воображения».

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+