18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Шедевр русского модерна, храм в Абрамцеве, привели в порядок на частные средства

Церковь Спаса Нерукотворного — тот самый знаменитый абрамцевский храм, построенный в 1881–1882 годах, — одно из наиболее известных архитектурных воплощений «линии русского модерна», — который стал эмблемой музейного парка, посвященного деятельности Мамонтовского художественного кружка. Думая над первоначальным проектом, Василий Поленов держал в голове храм Спаса на Нередице (церковь XII века, построенная возле Новгорода); Виктор Васнецов, продолживший разработку архитектурного решения и несколько изменивший поленовские пропорции, воплотил в нем свое увлечение кремлевскими соборами — сначала московскими, а затем ростовскими и ярославскими. Церквушка у него вышла белая, коренастая, «мужицкая, бычачья». Но при этом рафинированная, рафинадно-легкая, с печью, сделанной по эскизам Михаила Врубеля, со скульптурным рельефом Марка Антокольского, «реалистическими» иконами Ильи Репина, Виктора Васнецова, Николая Неврева, Василия Поленова. Затейливое сооружение, давным-давно ставшее хрестоматийной классикой русского модерна, окружает небольшой погост семьи Мамонтовых. Теперь церковь Спаса Нерукотворного, впервые в истории музея, приведена в порядок на средства Андрея и Елизаветы Молчановых, без привлечения каких бы то ни было бюджетных средств. Реставрационные работы начались в середине мая 2014 года, а уже к концу декабря храм начал принимать посетителей и возобновил богослужения по важным для Абрамцева датам. Гости Абрамцева знают, что реставрация в заповеднике, переходящая от объекта к объекту, ведется круглый год: наследие Мамонтовского кружка (те же самые майолики Врубеля; некоторые из них, как, например, Скамья Врубеля, хотя и защищены стеклянными колпаками, вынуждены жить под открытым небом) хрупко и нуждается в постоянном обновлении. Нынешние реставраторы воскрешают старинные полузабытые технологии, тем самым как бы продолжая абрамцевские традиции на современном этапе. В музее-заповеднике так прокомментировали завершение проекта: «В ходе прошедшей реставрации было проявлено максимально бережное отношение ко всем деталям мемориального интерьера, который полностью сохранен и дополнен выявленными в фондах музея памятниками, ранее находившимися в церкви». 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+