Максим Горький, открывающий «Всемирную литературу», футуристические «Небесные верблюжата» Елены Гуро и реклама товарищества «Брокар» — три лучших лота на ближайших московских аукционах выбирала Татьяна Маркина.
Чествование Максима Горького в издательстве «Всемирная литература». 30 марта 1919 г. Фотоателье Карла Буллы
Издательство «Всемирная литература» было организовано по инициативе Максима Горького, который предполагал, что изданные книги составят «обширную историко-литературную хрестоматию, которая даст читателю возможность подробно ознакомиться с возникновением, творчеством и падением литературных школ, с развитием техники стиха и прозы, со взаимным влиянием литератур различных наций и вообще всем ходом литературной эволюции в ее исторической последовательности». Планировалось издание двух серий — основной и народной библиотек, в которые должны были входить тысячи томов, а также серия детских книг. Однако издательство просуществовало всего пять лет (в 1924 году было слито с Ленгизом) и выпустило за это время около 120 книг. На фотографии, сделанной самым популярным фотографом того времени, Карлом Буллой, Максим Горький сидит в центре, окруженный детьми Корнея Чуковского, в первом ряду можно узнать Александра Блока (третий справа), рядом с ним Зиновий Гржебин, потом Николай Гумилев. Пятым слева сидит Чуковский с «Чукоккалой» в руках.
«В Никитском», 5 февраля (19:00), эстимейт 20–22 тыс. руб.
Елена Гуро. «Небесные верблюжата» СПб.: Журавль, 1914
Аукционный дом «Антиквариум» проводит «антикризисный» онлайн-аукцион с почти символическими рублевыми эстимейтами. Среди наиболее интересных лотов — самая известная книга поэтессы Елены Гуро, общепризнанный образец книги русского футуризма — «Небесные верблюжата». Книга была издана Михаилом Матюшиным и Екатериной Низен, тексты — это в основном стихотворения, но есть и дневниковые фрагменты. Перьевые рисунки воспроизведены в книге штриховой цинкографией, рисунки кистью — автотипией, причем некоторые из них отпечатаны на глянцевой бумаге и наклеены на страницу. В издательской литографированной обложке по рисунку 7-летней Марианны Эрлих, племянницы Елены Гуро.
«Антиквариум», 7 февраля (14:00), эстимейт 10–20 тыс. руб.
Рекламный щит «Парфюмерный товар товарищества „Брокар и Ко“»
Товарищество «Брокар и Ко» было одной из крупнейших парфюмерных фирм в России конца XIX — начала ХХ века. Предприятие славилось применением новейших технологий и первым в России начало выпускать цветочный одеколон, глицериновое, спермацетовое мыло, прозрачное мыло шаровидной формы («Шаром»), применять в мыловарении ореховые масла. Продукция фабрики многократно отмечалась высшими наградами на всероссийских, всемирных и международных выставках и широко продавалась в России и за рубежом. В 1918 году фабрика была национализирована и получила название «Новая заря». Выставленный на аукцион рекламный щит с пудрящейся красавицей в кокошнике в стиле «неорюсс» представляет историческую и музейную ценность.
«В Никитском», 12 февраля (19:00), эстимейт 170–180 тыс. руб.