18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Итоги российского арт-рынка-2014: букинистика

В Москве начинается новый аукционный сезон. Пока торги еще не вошли в обычный ритм, The Art Newspaper Russia подводит краткие итоги прошлого года на внутреннем российском рынке, ориентируясь на результаты московских торгов, и пытается предугадать тенденции.

The Art Newspaper Russia уже писала о нарастающей диверсификации деятельности российских аукционных домов, которые все чаще не замыкаются на определенном сегменте рынка, а смело осваивают «смежные специальности», если это дает возможность заработать. Существовавшее ранее четкое разделение аукционных домов на занимающиеся живописью, графикой, ДПИ, на нумизматов, фалеристов, бонистов и на специализирующиеся только на букинистике ушло в прошлое. Организации, завоевавшие сильные позиции в торговле антикварными книгами, «отрастили» у себя полноценные художественные торги, а в других аукционных домах продажа печатной графики расширилась за счет автографов, плакатов и антикварных книг. Надо отметить, что впечатления букинистов от работы в ушедшем году разительно отличаются от впечатлений их коллег, занимающихся художественными сегментами рынка. Упаднических мыслей нет, и настроены букинисты по-боевому.

Краткий обзор активности аукционных домов, работавших в прошлом году с книгами, выглядит следующим образом:
«Дом антикварной книги в Никитском» провел 22 аукциона, из которых 15 были посвящены редким книгам, автографам, рукописям и фотографиям;
аукционный дом «Имперiя» — 12 аукционов, в том числе 7 букинистических;
аукционный дом «Кабинетъ» — 12 аукционов, на 6 из которых был стринг букинистики;
аукционный дом «Три века» — 12 аукционов, в том числе 6, связанных с букинистикой;
аукционный дом «Антиквариум» — 7 аукционов, в том числе 5 букинистических.


«Дом антикварной книги в Никитском» за год на 22 аукционах выставил почти 10 тыс. лотов, из которых продано 58% на общую сумму 523 млн руб. Кроме букинистических, провел четыре тематических аукциона — с плакатами, газетами и журналами, по дизайну и рекламе. Живопись, графика, ДПИ и архивы художников были представлены на трех аукционах.

Самыми громкими продажами 2014 года стали:
1. Русские народные картинки Дмитрия Ровинского. СПб., 1881. В 5-ти книгах. Из собрания председателя Русского исторического общества Александра Половцева. Продано за 16,8 млн руб. ($354 тыс.).
2. Александр Пушкин. Конволют из прижизненных изданий («Руслан и Людмила», «Кавказский пленник», «Братья разбойники»). Продано за 11,8 млн руб.
3. Марина Цветаева. «Царь-девица». Пб.; Берлин: Эпоха, 1922. С автографом Марины Цветаевой Александру Керенскому. Продано за 8,3 млн руб.

Сергей Бурмистров, генеральный директор «Дома антикварной книги в Никитском»: «Самое главное — правильно назначить цену»
«Мы вполне удовлетворены результатами 2014 года, даже с учетом того, что они были „смазаны“ в последние месяцы (но это было следствием общих панических настроений на рынке). Приток новых покупателей (его можно оценить в 8–10%) в основном наблюдался во вновь осваиваемых для нас направлениях, например газеты и журналы, плакаты, предметы антиквариата, связанные с театром и пр. Востребованы были все сегменты, самое главное — правильно назначить цену (предметы до 100 тыс. руб. воспринимаются как недорогие). На уникальные русские предметы спрос, как обычно, был выше предложения. Русская тема остается основой торгов, а наибольший интерес покупателей вызывали прижизненные издания русских классиков, книги XVIII века, старопечатные книги, поэзия и автографы Серебряного века.

29 января 2015 года мы открыли новый аукционный сезон и можем оценивать настроение покупателей. Уже перед этим аукционом были ощущения, что в наступившем году к антикварной книге и к антиквариату вообще будет проявлен еще больший интерес, поскольку перед многими людьми, которые обладают свободными средствами, стоят вопросы: куда средства инвестировать и как их сохранить? А антиквариат, антикварные книги — один из проверенных способов сохранения денег (причем успех очень зависит от качественного уровня вещи). Наш первый в 2015 году аукцион показал стабильный интерес покупателей. Количество участников по сравнению с прошлым годом увеличилось. Наряду с заполненным залом (25–30 человек) было рекордное количество заочных ставок — больше 100, много торговались по телефону, были активные онлайн-торги. Результаты торгов — на уровне прошлого года.

Что помогает нашему аукционному дому удерживать хорошие позиции на рынке? Тут надо назвать возможность быстро и гибко работать со сдатчиками. «Дом антикварной книги в Никитском» проводит много аукционов (только в феврале 2015 года запланировано три). Потенциальные продавцы могут быстро продать вещи, им не надо ждать несколько месяцев — а аукционный дом получает большой и быстрый оборот. Важное значение имеет то, что у нас на каждые торги выставляется большое количество предметов. Да, мы рискуем утомить покупателей, но 12 февраля у нас будет 650 плакатов: ни от чего не удалось отказаться.

Большую роль играет скрупулезный отбор вещей: на торги попадает только около 15% предметов, которые нам приносят. И наконец, мы стараемся диверсифицироваться по цене, уделяем больше внимания ценовому сегменту от 500 до 100–200 тыс. руб. и пытаемся заинтересовать покупателей с любым кошельком, поскольку в сегменте недорогой книги тоже есть очень интересные вещи».


Аукционный дом «Антиквариум» провел семь аукционов: пять букинистических и два живописи и предметов ДПИ. Общая сумма продаж (с учетом премии покупателя) составила 4,7 млн у. е. (1 у. е. эквивалентен $1). Из выставленных на торги почти 2 тыс. лотов было продано в среднем за год 55%. Сумма продаж по пяти букинистическим аукционам составила 3,2 млн у. е.

Среди рекордов ушедшего года — следующие продажи:
1. Виды села Грузина. 1823. Тетрадь I–II. Продано за 170,8 тыс. у. е. (при старте с 50 тыс. у. е.).
2. Собрание карт и рисунков, принадлежащих к «Путешествию флота капитана 1-го ранга и кавалера Юрия Лисянского на корабле Нева». СПб., 1812. Продано за 72,8 тыс. у.е. (при старте с 30 тыс. у. е.).
3. Атлас к путешествию капитана Беллинсгаузена в Южном Ледовитом океане и вокруг света, в продолжении 1819, 1820 и 1821 годов. СПб., 1831. Продано за 70 тыс. у. е. (при старте с 30 тыс. у. е).

Виктор Константинов, главный эксперт букинистического направления аукционного дома «Антиквариум»: «Основной приток покупателей обеспечивает Интернет»
«Прошлый год был для „Антиквариума“ вполне успешным: несколько значительных книжных коллекций вызвали большой интерес у покупателей. При этом даже изменившаяся в конце года экономическая ситуация нас не затронула, и ноябрьский аукцион прошел с хорошими результатами. Наиболее востребованными оказались издания в разделах „География, путешествия“ и „Атласы, альбомы, увражи“. Устойчивый интерес к книгам XVIII века, к прижизненным изданиям классиков, видам городов и сел, а также к изданиям, посвященным „джентльменским увлечениям“ — лошадям, собакам, охоте. При этом очевидно, что сохранность представленного экземпляра становится одним из важнейших критериев.

Прошедший год показал, что основной приток покупателей обеспечивает Интернет. Активное присутствие „Антиквариума“ в социальных сетях, продвижение с помощью онлайн-технологий вдвое увеличили количество зарегистрированных пользователей на сайте. Количество онлайн-покупателей выросло за год тоже почти вдвое. Увеличились и суммы, которые готовы предложить интернет-участники. В ноябре нами была зафиксирована самая крупная онлайн-покупка в истории московских книжных аукционов: за Живописные виды дворцов и садов в окрестностях Санкт-Петербурга интернет-игрок заплатил 46 тыс. у. е.

Что касается следующего года, то мы стараемся не терять оптимизма, хотя прогнозировать, как именно поведет себя рынок антикварной книги, довольно сложно. Надеемся, что желания наших клиентов будут совпадать с их возможностями, обеспечивая столь же активное участие в торгах».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+