18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Александр Орловский. Дневник эпохи

В усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка графики Александра Орловского из частных собраний

Выставка «Александр Орловский. Дневник эпохи» — третья совместная работа дома-музея Матвея Муравьева-Апостола и коллекционера Сергея Подстаницкого, выступившего куратором этого проекта. Собрание Сергея и Татьяны Подстаницких выставлялось здесь в 2013 году во время открытия музея, а осенью прошлого года Подстаницкий был куратором выставки «Русское художественное общество в Италии 1820–1850-х годов».

В залах особняка на Старой Басманной разместилось около 70 работ Александра Орловского (1777–1832) из нескольких частных коллекций, в том числе из собраний Татьяны Алексеевой и Анатолия Гостева, Юрия Вейцмана, Андрея Кусакина, Елены Малинко, Елизаветы Романовой, Сергея и Татьяны Подстаницких, Давида Якобашвили. В каталоге работ 87: туда включили и произведениях из двух зарубежных собраний (из Мюнхена и Монако), которые физически не присутствуют в Москве.

Крупные выставки посвящались Орловскому трижды: в 1938 году в Русском музее, в 1958 году в Третьяковской галерее и в 2002 году снова в Русском музее; со времени последней выставки прошло 13 лет — достаточный срок, чтобы для значительной части публики имя художника стало открытием. На выставке представлены характерные для этого мастера зарисовки народных типов и батальные сцены. Здесь есть эротическая сцена с энергичным амуром, который целится в полураздетых любовников (это и автопортрет самого Орловского и пример части его творчества, о которой знали, но которую не демонстрировали), а также бюргер и его кот (в качестве бонуса прогуливающийся по задней обложке каталога выставки), ямщики и шаржи на архитектора Кваренги, деловитая торговля сеном и свиньями, французские эмигранты, якобинцы, и хрестоматийные в прямом смысле слова портреты героев Отечественной войны 1812 года.

Работы Александра Осиповича Орловского, одного из самых известных в России первой трети XIX века рисовальщиков и граверов, первого российского литографа, в свое время пользовались буквально всенародной популярностью. Произведения Орловского, гравюры и литографии с его произведений хранились в столичных аристократических собраниях и в провинциальных усадьбах, их перерисовывали в альбомы и вышивали бисером. Орловский родился в польской семье, но, несмотря на участие в польском восстании 1794 года, попал на службу к великому князю Константину Павловичу. Воинственных эпизодов в жизни художника больше не было — однако Императорская академия художеств присвоила ему звание академика батальной живописи. Тиражи его литографий были огромны, и ему даже были дарованы особые привилегии, ставшие одним из первых примеров защиты авторских прав в России. Вероятно, лучше и точнее всех сказал о самом Орловском и о его творчестве барон Николай Врангель в статье в журнале «Старые годы» за 1908 год: «Первый поэт войны и мира, поэт героического эпоса. Курьезный оригинал, о котором говорят все, но жизнь которого мало известна. Легендарная личность, герой невероятных похождений, забавный чудак, дикий самодур и изысканный коллекционер редкостей. <…> Его рисунки — целый дневник эпохи романтической и увлекательной».

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
5
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
6
Золотые рога из Эрмитажа
Новая рубрика в нашей газете рассказывает о важнейших экспонатах российских музеев и частных собраний. Первым стал так называемый костромской олень VII века до н.э.
21.03.2025
Золотые рога из Эрмитажа
7
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+