В России о вас почти ничего не знают. Расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы оказались вовлечены в мир искусства? Чем занимались до прихода в фонд?
Я родился в Тель-Авиве в 1980 году. Еще мой дед начал собирать искусство, и теперь семейная коллекция принадлежит Фонду М. Т. Абрахама, который назван именем моего деда. Мы предоставляем работы из наших собраний для выставок и долгосрочного экспонирования в музеях по всему миру. Также мы поддерживаем публикации по искусству первой половины XX века и истории искусства в целом, одно из наших последних изданий — Проданные сокровища России.
Мой дед умер в 1999 году, оставив после себя скромную, но изысканную коллекцию искусства ХХ века, в частности русского авангарда. Фонд М. Т. Абрахама был основан в 2004 году, и десять лет, что я возглавляю его, полностью изменили мое отношение к искусству. До этого я занимался преимущественно бизнесом, что не оставляло особенного простора для творчества. Мое восприятие искусства было главным образом эмоциональным. Когда вы видите произведение искусства, будучи человеком непосвященным, оно вам либо нравится, либо нет. Мне понадобилось довольно много времени, чтобы научиться смотреть на произведения искусства и ценить их по-настоящему.
Когда мы только основали фонд, главной задачей было сохранить коллекцию для будущих поколений семьи. Однако несколько позже мы решили учредить годовой бюджет для проведения выставок, приобретения новых работ первого ряда, для книг, которые мы издаем довольно активно в последние пять лет. Мы также поддерживаем по всему миру культурные мероприятия и выставки, которые соответствуют миссии фонда популяризировать искусство.
Для меня было вполне естественным увлечься искусством, хотя еще десять лет назад я бы не поверил в то, насколько это потрясающе. Не многие мои сверстники разделяют мою страсть к искусству. Несмотря на то что я был окружен живописью с детства, я начал что-то понимать только в 20 с небольшим, когда стал читать книги, изучать историю искусства, осознавать, что именно есть в моей собственной коллекции, полюбил музейные собрания.
Никто не рождается с познаниями об искусстве. Этому надо учиться. Именно потому наш фонд выделяет средства на стипендии, публикации и образовательные программы по искусству. Я всегда говорю: вкладывайте в молодое поколение, ибо за ним будущее.
Вы по-прежнему возглавляете Фонд М. Т. Абрахама?
Конечно, и буду им заниматься до тех пор, пока это доставляет радость и приносит удовлетворение. Мне невероятно повезло, что у нас в Попечительском совете фонда состоят такие люди, как Ник Ильин, Мэтью Дратт, Марк Шепс, Далит Лахав-Дёрст. Их профессиональный опыт и знания способствуют продуктивной работе нашей организации. Каждый, кто приходит в фонд, становится членом нашей семьи. Так что у нас хорошая «химия» и хорошее понимание своей повестки дня и миссии. Пока, на мой взгляд, все идет отлично, но нам еще предстоит большой путь, наши цели амбициозны.
Как возникла идея создания Фонда друзей Эрмитажа в Израиле? Она родилась здесь или в России?
Когда мы впервые встретились с Михаилом Пиотровским в Нью-Йорке в 2011 году, эта идея витала в воздухе. Тогда она казалась, скорее, плодом воображения, но я чувствовал, что важно, даже жизненно необходимо, создать подобный мост между Россией и Израилем — странами, столь тесно связанными между собой. Более 20% населения современного Израиля — российского происхождения, эти люди оказали большое влияние на нашу культуру, науку и даже политику. А Государственный Эрмитаж — один из главных российских музеев, он так воспринимается не только внутри страны, но и во всем мире. Я постоянно подчеркиваю, что это взаимное сотрудничество. Мы привозим вещи в Эрмитаж, а Эрмитаж предоставляет работы в наши музеи, что очень важно для израильской публики.
Клубы друзей Эрмитажа и даже филиалы петербургского музея существуют по всему миру — в Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке и многих других местах. Почему на этот раз был выбран именно Израиль?
Я считаю, что Израиль — единственный культурный центр на Ближнем Востоке. Культуру нельзя купить за деньги, она формируется поколениями нации. Израильский проект был естественным и для Государственного Эрмитажа, и для нас, Попечительского совета, состоящего из людей еврейского и русского происхождения со всего мира. Наша мотивация и готовность тратить свое время, усилия и деньги особенно высоки, потому что основаны на общих идеях. Нас поддерживают люди, которые обладают опытом, знаниями и широкими связями. Я называю этот Попечительский совет моей «командой мечты», без него ничего бы не получилось. Михаил Пиотровский, почетный председатель Фонда друзей Эрмитажа в Израиле, — наш глава и лидер во всем. Мы проводим отличные заседания совета, находимся в постоянном контакте и непременно обсуждаем все проекты, в которых участвуем. К тому же мы все занимаемся этим с удовольствием и осознаем свою ответственность и одновременно испытываем гордость от того, что представляем столь значительную институцию.
Какие совместные инициативы Эрмитажа и Израиля уже удалось воплотить в жизнь? И какие намечены на 2015 год, а быть может, уже и на 2016-й?
Благодаря поддержке министерств иностранных дел и культуры, а также генерального консульства Израиля в Санкт-Петербурге, нам удалось получить лицензию — не только для фонда, но и для независимого Центра Эрмитажа в Израиле. Мы все признательны за честь представлять этот музей в Израиле. В декабре мы с Михаилом Пиотровским посетили резиденцию президента Государства Израиль Реувена Ривлина. Он поздравил петербургский музей с 250-летием и подчеркнул важность нашего совместного проекта — Фонда друзей Эрмитажа в Израиле. Также обсуждались дальнейшие планы культурного обмена, и мы договорились о повторной встрече в ходе следующего визита Реувена Ривлина в Санкт-Петербург.
В 2013 году мы совместно с Министерством иностранных дел и израильским консульством в Санкт-Петербурге провели очень успешную выставку, посвященную «Белому городу» (варианту архитектурного стиля «баухаус» в Тель-Авиве). После этого мы оказали поддержку выставке Эль Лисицкий — Кабаков в Эрмитаже. Помимо того, что оба художника — еврейского происхождения, наш фонд посчитал правильным поддержать этот проект, так как Эль Лисицкий — ключевая фигура русского авангарда, а Илья Кабаков — один из ведущих современных русских художников международного масштаба.
Наконец, наш последний по времени проект — выставка Дада и сюрреализм из коллекции Веры и Артура Шварц, находящейся в собрании Музея Израиля. Она имела феноменальный успех. Мы привезли ее в подарок к 250-летию Эрмитажа от Государства Израиль. По-моему, в этом году это была одна из важнейших выставок в Эрмитаже.
Как вам видится будущее вашей организации?
Поскольку мы будем поддерживать двусторонние отношения между Эрмитажем и различными израильскими музеями, мы рассчитываем, что сумеем достичь многого. На следующий год мы наметили выставку произведений Александра Ахипенко (коллекция Эриха Горица) из Музея Тель-Авива. Впервые в России будут показаны 32 объекта Архипенко, созданные на стыке скульптуры и живописи. Сокуратором этой значимой выставки станет председатель Попечительского совета нашего фонда Марк Шепс, в прошлом директор Музея Тель-Авива. В ответ Музей Тель-Авива получит выставку работ Анри Матисса, включающую вещи как из Эрмитажа, так и из ГМИИ имени Пушкина. Разумеется, Пушкинский музей примет выставку Архипенко после Эрмитажа.
Мы существуем, чтобы расширить уже имеющиеся связи между Эрмитажем и ведущими музеями Израиля, а также укрепить культурное сотрудничество России и Израиля. Государственный Эрмитаж не просто нуждается в нашей финансовой поддержке — не только в этом дело, и директор музея Пиотровский ясно дал это понять. Главная идея нашего фонда — познакомить израильскую публику с шедеврами Эрмитажа, в частности, и российской культурой в целом.
Однако Эрмитаж — огромный музей, а Израиль — небольшая страна. Да, здесь очень богатая культура и искусство, но их основа — в древних эпохах, а не в современности, к тому же израильские коллекции несколько меньше эрмитажных. Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие шаги, которые могли бы помочь общему делу?
Несмотря на то что Израиль — маленькая страна, у нас есть серьезные культурные институции, представляющие все формы искусства. Мы располагаем прекрасными собраниями искусства ХХ века, которые планируем показать в Эрмитаже в ближайшем будущем. Что касается израильского исторического наследия, то нельзя не вспомнить мозаику из Лода (собрание Музея Израиля. — TANR), демонстрировавшуюся в Эрмитаже в 2014 году. Эта выставка также была организована при поддержке нашего фонда.
В 2015 году мы планируем привезти в Эрмитаж другие археологические ценности, тем более что этот музей, благодаря своим гигантским размерам, может выставлять очень крупные объекты. Помимо выставок, фонд намерен начать долгосрочную программу академического и научного обмена, которая будет развивать более осознанное отношение к культурному наследию и художественным шедеврам обеих стран.
Расскажите о команде, которая вам помогает в этой работе.
Во‑первых, сам Михаил Пиотровский, личность невероятного масштаба, он обладает огромным опытом и харизмой. Работать с ним — большая честь для меня. То, что он уже сделал и продолжает делать, не только в России, но и на международной арене, вызывает одновременно изумление и восхищение. У нас есть уникальная возможность полагаться на высококлассных специалистов. Марк Шепс, председатель нашего Попечительского совета, бывший директор Художественного музея Тель-Авива и Музея Людвига в Кельне, заметная фигура в израильском мире искусства. Председатель консультативного совета Ник Ильин, его хорошо знают в России. Мэтью Дратт, в прошлом куратор Музея Гуггенхайма и Коллекции Менила; Далит Лахав-Дёрст, бывший куратор парижского Мемориального музея холокоста; Карен Саниг, которая возглавляет правовой отдел искусства в адвокатской конторе «Мишкон де Рейя»; юрист Гордон Хаусманн, партнер из СH. Hausmann & Co; Ивгения Найман, специалист по искусству из лондонской фирмы «Гурр Джонс», и Авнер Креймер, бывший директор банка в Женеве, который установил связи со швейцарскими банками, согласившимися стать спонсорами нашего фонда.
Как, по-вашему, Фонд друзей Эрмитажа может способствовать дальнейшим успехам Израиля в области культуры?
Первый организованный фондом гала-ужин в честь 250-летия Эрмитажа состоялся 21 декабря 2014 года в Художественном музее Тель-Авива, на нем присутствовало 250 человек. Нашим почетным гостем был Михаил Пиотровский. Среди важных персон были мэр города Тель-Авив-Яффо Рон Хульдаи, дипломаты и представители финансовой и культурной элиты со всего мира, специально приехавшие из Европы и США. Местная пресса назвала этот прием событием года.
Помимо желания представлять Эрмитаж, я как еврей и израильтянин осознаю важность миссии фонда. Для меня то, что мы делаем, — своего рода культурный сионизм. Как сказал Михаил Пиотровский, культура — последний мост, который должен устоять при бомбардировке. Израиль — это нечто большее, чем политический конфликт. Вот почему мы продолжаем расширять деятельность фонда, чтобы доказать, что культура поможет преодолеть гражданскую и политическую нестабильность и позволит сблизить людей. Я верю в свою страну.