Швейцарский итальянец Луиджи Пелли (1771–1861), архитектор и путешественник, бывал в России неоднократно. Первый раз он приехал сюда примерно в 1820 году, а возвращаясь домой, вел по просьбе родственников подробный дневник своего путешествия. Вышел классический «травелог», какие во множестве превеликом вели молодые люди, рассекавшие по Европе в рамках классического гранд-тура. Правда, обычно молодые англичане или немцы описывали красоты Италии — Пелли же, стартовавший из российской столицы, ехал путем, схожим с тем, какой проделал Николай Карамзин: Санкт-Петербург — Рига — Нарва — Тарту — Клайпеда — Кенигсберг — Берлин — Дрезден — Нюрнберг — Аугсбург — далее со всеми остановками.
Если Карамзин, как свидетельствуют Письма русского путешественника, более интересовался знаменитостями, встретился с Кантом, пытался познакомиться с Гете, то Пелли увлекался структурой городов, архитектурой церквей и «правительственных зданий», кладбищами. Вот, например, Клайпеда: «Я открыл ворота и через еще одну прямую аллею вышел из калитки; открыл ее и оказался на большом кладбище (какой приятный сюрприз!) — место, действительно подходящее для утешения бедных страждущих! Но какое кладбище! Если бы не множество вкопанных крестов, я бы подумал, что оказался в Элизиуме!» Описания погостов в его дневнике неоднократны и максимально подробны, что не удивительно: важнейшим архитектурным проектом самого Пелли стало городское кладбище в родном Аранно.
Нынешнее издание, выпущенное при поддержке фонда In Artibus, представляет факсимильное воспроизведение его путевых заметок. Каждый разворот этой изящно изданной книги предлагает очередную страницу дневника, русский текст и фотографии современного состояния городов, которые он проезжал, изучая их и скрупулезно конспектируя свои впечатления.