18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

На обед с Караваджо и Уорхолом

Еда и искусство — две вещи настолько фундаментальные для итальянской культуры и для любого итальянца в отдельности, что выбрать, которая из них важнее, не всегда возможно. Кураторы выставки Еда в искусстве, решив избавить зрителей от мучительного выбора, собрали в экспозиции более 100 произведений художников XVII–XX веков, в которых еда — объект и восхищения, и тщательного изу­чения с точки зрения высокого искусства.

Как и ко всему, что связано у итальянцев с гастрономией, к подготовке выставки подошли со всей ответственностью: куратор Давиде Дотти постоянно консультировался с солидными международными специалистами в области питания. «Живопись всегда давала ученым массу интересных поводов для исследований, выходящих за пределы истории искусства. Например, изучая флорентийский портрет XVI–XVII веков, можно составить довольно точное представление о том, как менялась в это время флорентийская мода, — объясняет Дотти. — А наше сотрудничество со специалистами в области питания позволило проанализировать с научной точки зрения любимые художниками XVII–XVIII веков гастрономические сюжеты — продуктовые рынки, кухни, столы, уставленные разнообразными яствами. Пока мы готовили выставку, нам удалось разобраться в кулинарных традициях и гастрономических предпочтениях итальянцев в разные эпохи. И даже обнаружить продукты и блюда, полностью исчезнувшие из нашей жизни, и вкус их сегодня трудно представить».

Речь идет, например, о «казатьелло», традиционном лакомстве неаполитанцев в XVII веке: это круглый пирог из хлеба, начиненный сыром, салом, шкварками и колбасами, запеченный в дровяной печи. Рецепты «казатьелло» можно найти в некоторых старинных кулинарных книгах, а на выставке — на холсте неаполитанского художника Джузеппе Рекко, изобразившего его рядом с прошутто и разными сортами хлеба. Еще неаполитанцы любили изображать дары моря, как, например, дядя Джузеппе — Джован Баттиста Рекко, чей натюрморт с рыбами и омарами тоже включен в экспозицию. Героиней полотен неаполитанцев была и сладкая слоеная булочка «сфольятелла» с начинкой из рикотты.

Впрочем, впереди всех в гастрономической теме все же оказалась Ломбардия, где в конце XVI века появился первый в итальянском искусстве натюрморт — Блюдо с персиками Амброджо Фиджино, написанный примерно за пять лет до знаменитой Корзины с фруктами Караваджо.

Гастрономия разных областей Италии иногда даже позволяет определить происхождение того или иного полотна, считает Дотти. Так, художники из Тосканы и Эмилии чаще писали мясные изделия, сыры и разные сорта хлеба, ломбардцы — птицу и дичь, римляне — фрукты и овощи. Кроме картин старых мастеров на выставке представлены работы и художников ХХ века — и здесь состав участников интернациональный. Помимо итальянцев Пьеро Мандзони, Джорджо Де Кирико, Лучо Фонтаны, присутствуют также Рене Магритт, Рой Лихтенштейн, Энди Уорхол, Дэвид Лашапель. А завершает экспозицию эффектная инсталляция современной художницы Паолы Ниццоли, тоже, естественно, посвященная еде, — Пищевая пирамида.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
Строение конца XVII века после проведенной реставрации выглядит не совсем так, как при молодом царе Петре Алексеевиче, но гораздо лучше, чем всего несколько лет назад, когда его состояние было фактически аварийным
28.11.2024
Возрождение исторического дома Анны Монс в Немецкой слободе
4
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
В Пушкинском музее начала работу еще одна выставка по мотивам великой коллекции
26.11.2024
Неисчерпаемый Сергей Щукин в ГМИИ им. А.С.Пушкина
5
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
6
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
Поставить Алексея Моргунова в один ряд с первыми авангардистами начала ХХ века Ларионовым, Малевичем и Татлиным — цель выставки в Новой Третьяковке. Задача сложная. Начнем с того, что большинство зрителей спрашивают: «Моргунов? А это кто?»
13.11.2024
Выставка Алексея Моргунова отдает дань выдающемуся экспериментатору
7
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Музею AZ исполняется десять лет. Его основатель и директор, коллекционер Наталия Опалева, рассказывает, как от Анатолия Зверева и шестидесятников азарт привел ее к современному искусству, о новом пространстве и новых горизонтах
25.11.2024
Наталия Опалева: «Художники — это, пожалуй, одна из самых незащищенных сейчас частей населения»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+