18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Канонизация Кабакова

В пятницу, 13-го, на «Первом канале» (в 00:40) начинается еженедельный (по одной серии в неделю) показ документального фильма, посвященного жизни и творчеству Ильи Кабакова, самого известного из ныне живущих русских художников. Фильм снят под руководством продюсера и журналиста Анатолия Малкина (автор сценария Людмила Сатушева, режиссер Михаил Кандалов), взявшего на себя функцию собеседника и достаточно долго договаривавшегося с художником о съемках: Илья Кабаков и его жена, соавтор, Эмилия — весьма занятые люди. Работы Кабаковых хранятся в 250 музеях мира, более 50 инсталляций украшают парки, площади и улицы городов на всех континентах, а работы Кабакова Жук ($5,8 млн, 2008) и Номер люкс ($4,1 млн, 2006) являются двумя самыми дорогими когда-либо проданными произведениями современного российского искусства. Пресс-служба «Первого канала» объясняет причины своего повышенного интереса к одному из отцов-основателей школы московского концептуализма так: «Как ни удивительно, этот грандиозный успех пришел к Кабакову после 55 лет. Тогда, когда, как он сам говорит, „полностью сформировавшийся советский тип“ принял решение уехать на Запад. Жизнь этого человека, его судьба, его семья, его отношения с искусством состоят из бесчисленного числа парадоксов, которые так сложно понять сразу, но которые так увлекательно разгадывать, слушая его воспоминания...»

Анатолий Малкин известен как создатель «Авторского телевидения» и талантливый кинодокументалист, снявший не один многосерийный биографический цикл («Андрей и Зоя», «Прошу не называть моего имени»). Илья Кабаков — прекрасный и обаятельный рассказчик, одно из главных достоинств которого — глубинная рефлексия, лежащая в основе всего его творчества, четкое понимание своих целей и задач. Несмотря на это, в работе над фильмом были и вполне объективные сложности. «Там такая сложная ситуация, — рассказывает Анатолий Малкин, — когда Кабаков начинает говорить о прошлом, из которого все его творчество исходит, он начинает сильно волноваться и плохо себя чувствовать. И после двух дней съемки, когда мы с ним замечательно поговорили — о родителях, о прошлом, Кабаков себя очень плохо почувствовал. Поэтому поработать нам удалось как раз эти два дня, хотя приехали мы в Америку на неделю. Но больше Кабаков нас к себе не подпустил. К сожалению, не удалось продолжить съемки и в Париже, где открывалась его выставка. Во-первых, выставка была сложной, и, во-вторых, художник по-прежнему себя плохо чувствовал — он все-таки уже очень пожилой человек».

Пока анонсировано содержание двух серий этого документального фильма.

Фильм первый (пятница 13 февраля, 00:40)

Илья Кабаков рассуждает о природе страха. Страха как сопутствующего явления советской жизни, страха как черты поколения рожденных в 1933 году и страха как индивидуальной черты его характера. Илья Иосифович Кабаков родился в пригороде Днепропетровска в семье слесаря Иосифа Кабакова и бухгалтера Беллы Солодухиной. В 1941 году вместе с матерью попал в эвакуацию в Самарканд. В 1943 году его приняли в Московскую художественную школу, и мать, не имея столичной прописки, но следуя за талантливым сыном, долгое время мыкалась по углам и жила в самых невероятных местах: в кладовках для швабр, в сараях и туалетах… По окончании Художественного института имени Сурикова Кабаков работает в детском книжном издательстве и ведет «двойную жизнь» неофициального художника в своей мастерской в доме «Россия».

Фильм второй (пятница, 20 февраля, 00:45)

Жена Ильи Кабакова Эмилия — его дальняя родственница, которую он хорошо знал с детства. Родственные узы, разница в возрасте не позволили Илье и Эмилии изначально быть вместе. Но они пронесли это странное чувство «неотвратимости судьбы» через свои два брака и годы эмиграции Эмилии (она уехала из СССР в 1973 году)… А в это время в мастерской Кабакова на Сретенском бульваре собирались художники Эрик Булатов, Михаил Шварцман, Игорь Макаревич, Олег Васильев, писатели Дмитрий Пригов и Владимир Сорокин и придумывали принципиально иное искусство, без всякой надежды когда-нибудь увидеть зрителя своих работ и своего читателя…

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+