Восточноевропейские художники в Музее современного искусства «Гараж», ретроспектива Робера Дуано в Мультимедиа Арт Музее, юбилейная выставка, посвященная Святославу Рихтера в ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Выставка «Грамматика свободы / пять уроков» в Музее современного искусства «Гараж» представляет послевоенное искусство стран Восточной Европы с 1960-х до наших дней. Это первая столь масштабная выставка ведущих восточноевропейских художников в России, где его практически не знают. Все работы привезены из коллекции ARTEAST2000+, которая с 1990-х собирается в Музее современного искусства в Любляне и на сегодняшний день считается крупнейшим в мире. Здесь представлены все медиа современных художественных практик: живопись, арт-объекты, видео, фотографии, перформанс. Некоторые имена уже хорошо известны российской публике, такие как Марина Абрамович или наши классики Юрий Альберт, Илья Кабаков, Комар и Меламид. Других, не менее значимых для современного искусства авторов: Иона Григореску, Йиржи Кованду, Милицу Томич, — зрителю предстоит открыть для себя на этой выставке.
В рамках IX Московской международной биеннале «Мода и стиль в фотографии — 2015» Мультимедиа Арт Музей представляет выставку «Красота повседневности», посвященную одному из первых имен в фотографии XX века Роберу Дуано (1912–1994). Имя Дуано неразрывно связано с Парижем и парижанами, в которых он был влюблен и которым посвятил, за редкими исключениями, все свои снимки. Многие из его парижских зарисовок давно уже стали классикой, как, например, «Поцелуй на площади Отель-де-Виль», тиражированный в миллионах экземпляров открыток и постеров. Впервые Дуано взял в руки камеру в 1929 году и с тех пор снимал все, что любил в родном Париже, — простых людей и обычных прохожих, спешащих по своим делам. На выставке можно увидеть более 100 авторских отпечатков, некоторые — впервые, в том числе личный архив фотографа, предоставленный для московской выставки его дочерью.
Имя Святослава Рихтера неразрывно связано с Государственным музеем изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и его знаменитыми «Декабрьскими вечерами», которые впервые были организованы в 1981 году по инициативе Ирины Антоновой и Рихтера. С 1998 года они носят имя Рихтера. Выставка к 100-летию выдающегося музыканта включает более 60 произведений живописи и графики, редкие фотографии, ноты, афиши. «Если бы он не был великим пианистом, то был бы прекрасным художником», — сказал как-то о Рихтере художник Роберт Фальк. Что и подтверждают пастели Рихтера: «Луна. Китай», «Ночью на извозчике», «Несут аэростат», «Сумерки в Скатертном», «Ниночка с Митькой на Ржевском» и многие другие. Интересно, что он делал их не с натуры, а по памяти дома. Рихтер дружил и с художниками, устраивая у себя в квартире их выставки: Елены Ахвледиани, Дмитрия Краснопевцева, Анны Трояновской, Роберта Фалька, Василия Шухаева. Собирал он и коллекцию, что-то приобретая, что-то получая в дар от почитателей своего таланта, среди которых были Пабло Пикассо, Оскар Кокошка и Ренато Гуттузо. Работы Пикассо, Гуттузо, портреты Рихтера работы Кокошки тоже можно увидеть в экспозиции. Выставка сопровождается документальным фильмом о музыканте, а среди афиш рихтеровских концертов есть и анонс выступления в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина 14 апреля 1949 года. Именно тогда началась его многолетняя дружба с музеем.