18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Одно дело рококо во Франции, и совсем другое — в Южной Германии

№30
Материал из газеты

Первая за 30 лет большая выставка этого стиля в его баварской версии

Стиль рококо с трудом поддается периодизации, что, впрочем, не мешает сразу же его узнать: прихотливый растительный орнамент без единой прямой линии, экзотические фантазийные сюжеты с китайцами, турками и обезьянками, ракушки, принимающие самые причудливые очертания. Рококо, получивший распространение больше в декоративно-прикладном искусстве и в оформлении интерьеров, чем в живописи и архитектуре, появился в Париже в первой половине XVIII века, когда на престол вступил 5-летний Людовик XV (1715–1774) под опекой регента Филиппа Орлеанского. Поэтому рококо называют еще и стилем Регентства. С восшествием юного короля на престол двор перестал соблюдать чопорный этикет, введенный Людовиком XIV в Версале, чтобы предаться утонченным наслаждениям в своих роскошных парижских особняках.

Кокетливо-изящный новый стиль стал проникать и в другие страны. В Германию его привез из Парижа курфюрст Максимилиан II (1662–1726). Вернувшись в 1714 году в Баварию, он отправил своих придворных художников на обучение к главному представителю нового стиля Жермену Боффрану.

Однако в отличие от фран­цузского, «будуарного» рококо, его немецкая версия в Южной Германии нашла свое монументальное воплощение главным образом в церковной архитектуре и ее интерьерах. Между 1700 и 1780 годами в Баварии, Швабии и Франконии как минимум 200 церквей обрели рокайльный облик. Здесь работали целые артели (часто семейные) из декораторов, скульпторов, художников, а иногда и архитекторов. Самые ответственные заказы выполняли обосновавшиеся в Мюнхене братья Азам: Космас Дамиан, работавший как живописец и скульптор, и Эгид Квирин, работавший больше как архитектор. Особенно много семейных артелей образовалось в баварском местечке Вес­собрун. Мастера превратили местные монастыри, паломнические и приходские церкви в пространства, наполненные светом и бело-золотыми небесами, напоминающими взбитые сливки. Выставка в Кунстхалле Мюнхена — первый столь полный показ баварского рококо за последние 30 лет. Он стал возможен из-за недавнего закрытия на реставрацию ряда церквей в Баварии, что позволило получить никогда не покидавшие эти храмы произведения. Причем многие из 160 экспонатов, как, например, раскрашенные скульптуры из дерева и гипса Иоганна Баптиста Штрауба, Игнаца Гюнтера и других мастеров, большие алтарные композиции, настолько хрупки, что вряд ли их когда-нибудь еще куда-то повезут. Так что эта выставка — редкий шанс увидеть баварское рококо в одном месте во всем его великолепии. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+