18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Одно дело рококо во Франции, и совсем другое — в Южной Германии

№30
Материал из газеты

Первая за 30 лет большая выставка этого стиля в его баварской версии

Стиль рококо с трудом поддается периодизации, что, впрочем, не мешает сразу же его узнать: прихотливый растительный орнамент без единой прямой линии, экзотические фантазийные сюжеты с китайцами, турками и обезьянками, ракушки, принимающие самые причудливые очертания. Рококо, получивший распространение больше в декоративно-прикладном искусстве и в оформлении интерьеров, чем в живописи и архитектуре, появился в Париже в первой половине XVIII века, когда на престол вступил 5-летний Людовик XV (1715–1774) под опекой регента Филиппа Орлеанского. Поэтому рококо называют еще и стилем Регентства. С восшествием юного короля на престол двор перестал соблюдать чопорный этикет, введенный Людовиком XIV в Версале, чтобы предаться утонченным наслаждениям в своих роскошных парижских особняках.

Кокетливо-изящный новый стиль стал проникать и в другие страны. В Германию его привез из Парижа курфюрст Максимилиан II (1662–1726). Вернувшись в 1714 году в Баварию, он отправил своих придворных художников на обучение к главному представителю нового стиля Жермену Боффрану.

Однако в отличие от фран­цузского, «будуарного» рококо, его немецкая версия в Южной Германии нашла свое монументальное воплощение главным образом в церковной архитектуре и ее интерьерах. Между 1700 и 1780 годами в Баварии, Швабии и Франконии как минимум 200 церквей обрели рокайльный облик. Здесь работали целые артели (часто семейные) из декораторов, скульпторов, художников, а иногда и архитекторов. Самые ответственные заказы выполняли обосновавшиеся в Мюнхене братья Азам: Космас Дамиан, работавший как живописец и скульптор, и Эгид Квирин, работавший больше как архитектор. Особенно много семейных артелей образовалось в баварском местечке Вес­собрун. Мастера превратили местные монастыри, паломнические и приходские церкви в пространства, наполненные светом и бело-золотыми небесами, напоминающими взбитые сливки. Выставка в Кунстхалле Мюнхена — первый столь полный показ баварского рококо за последние 30 лет. Он стал возможен из-за недавнего закрытия на реставрацию ряда церквей в Баварии, что позволило получить никогда не покидавшие эти храмы произведения. Причем многие из 160 экспонатов, как, например, раскрашенные скульптуры из дерева и гипса Иоганна Баптиста Штрауба, Игнаца Гюнтера и других мастеров, большие алтарные композиции, настолько хрупки, что вряд ли их когда-нибудь еще куда-то повезут. Так что эта выставка — редкий шанс увидеть баварское рококо в одном месте во всем его великолепии. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+