Стиль рококо с трудом поддается периодизации, что, впрочем, не мешает сразу же его узнать: прихотливый растительный орнамент без единой прямой линии, экзотические фантазийные сюжеты с китайцами, турками и обезьянками, ракушки, принимающие самые причудливые очертания. Рококо, получивший распространение больше в декоративно-прикладном искусстве и в оформлении интерьеров, чем в живописи и архитектуре, появился в Париже в первой половине XVIII века, когда на престол вступил 5-летний Людовик XV (1715–1774) под опекой регента Филиппа Орлеанского. Поэтому рококо называют еще и стилем Регентства. С восшествием юного короля на престол двор перестал соблюдать чопорный этикет, введенный Людовиком XIV в Версале, чтобы предаться утонченным наслаждениям в своих роскошных парижских особняках.
Кокетливо-изящный новый стиль стал проникать и в другие страны. В Германию его привез из Парижа курфюрст Максимилиан II (1662–1726). Вернувшись в 1714 году в Баварию, он отправил своих придворных художников на обучение к главному представителю нового стиля Жермену Боффрану.
Однако в отличие от французского, «будуарного» рококо, его немецкая версия в Южной Германии нашла свое монументальное воплощение главным образом в церковной архитектуре и ее интерьерах. Между 1700 и 1780 годами в Баварии, Швабии и Франконии как минимум 200 церквей обрели рокайльный облик. Здесь работали целые артели (часто семейные) из декораторов, скульпторов, художников, а иногда и архитекторов. Самые ответственные заказы выполняли обосновавшиеся в Мюнхене братья Азам: Космас Дамиан, работавший как живописец и скульптор, и Эгид Квирин, работавший больше как архитектор. Особенно много семейных артелей образовалось в баварском местечке Вессобрун. Мастера превратили местные монастыри, паломнические и приходские церкви в пространства, наполненные светом и бело-золотыми небесами, напоминающими взбитые сливки. Выставка в Кунстхалле Мюнхена — первый столь полный показ баварского рококо за последние 30 лет. Он стал возможен из-за недавнего закрытия на реставрацию ряда церквей в Баварии, что позволило получить никогда не покидавшие эти храмы произведения. Причем многие из 160 экспонатов, как, например, раскрашенные скульптуры из дерева и гипса Иоганна Баптиста Штрауба, Игнаца Гюнтера и других мастеров, большие алтарные композиции, настолько хрупки, что вряд ли их когда-нибудь еще куда-то повезут. Так что эта выставка — редкий шанс увидеть баварское рококо в одном месте во всем его великолепии.