По Cеверной столице шагают феминизм, соцреализм и минимализм с геометрической абстракцией.
Несколько месяцев назад при петербургском Центре независимых социологических исследований возникли «Мастерские Люси Липпард» — названная по имени знаменитого арт-критика феминистская дискуссионная инициатива. Сейчас в Библиотеке имени В.В.Маяковского они представили первые результаты своей деятельности в виде выставки под названием «А как же любовь?». Ее участники пытаются анализировать и примирить борьбу за женские права с романтическими чувствами, этому посвящены фотографии, видео, графика, инсталляции. Как во всяком ангажированном искусстве, художественная форма волнует авторов работ гораздо меньше идейной правильности, поэтому многие произведения близки к самодеятельности. Выставка сопровождается программой различных мероприятий: дискуссиями, лекциями, кинопоказами и презентациями феминистских изданий.
На прошедшей неделе в двух галереях открылись выставки, имеющие отношение больше к антикварному рынку. Галерея «Петербургский художник» показывает живопись и графику советского соцреалистического классика Виктора Орешникова. Экспонируются многочисленные живописные этюды из собрания семьи художника, а с юрфака СПбГУ для этой выставки в галерею привезли одну из самых известных его работ — огромное заказное полотно «Ленин на экзамене в Петербургском университете». Орешников, который был учеником Кузьмы Петрова-Водкина и, в свою очередь, учителем Андрея Мыльникова, демонстрирует в этюдах крепкую профессиональную школу и «буржуазность» живописи.
K-Gallery продолжает практику мини-выставок из своей коллекции: на этот раз под заголовком «Ночная жизнь Петербурга сто лет назад» показаны живопись и графика Константина Сомова, Николая Кульбина, Сергея Судейкина и Бориса Григорьева, при взгляде на датированную 1913 годом работу которого невольно приходит на ум недавняя детективная история.
Под названием «Первая пятилетка» галерея Didi сделала выставку скончавшегося пару лет назад художника Леонида Борисова. Практически единственный на петербургской арт-сцене представитель минимализма и геометрической абстракции, Борисов, чьи первые работы датируются началом 1970-х, был всегда ближе к москвичам из группы «Движение», выставлялся совместно с Вячеславом Колейчуком и Франциско Инфанте. Не больше пяти-десяти лет отделяет покрытые теперь патиной времени первые работы Борисова от того, что делали Дональд Джадд или Сол Левитт. Правда, в отличие от них, за небольшими размерами и колористической гаммой работ Борисова всегда ощущается советская коммунальность.