Онлайн-аукционы, галереи и арт-ярмарки — стоит ли покупать работы в Интернете и какое будущее ждет этот бурно развивающийся сектор рынка?
На сегодняшний день отмечается всплеск активности интернет-продаж. За последние десять лет в электронные площадки продаж были инвестированы десятки миллионов долларов. К примеру, венчурный фонд Founder Collective совместно с принадлежащей Chanel частной инвестиционной компанией Mousse Partners в мае 2011 года вложили $4 млн в торгующий произведениями искусства онлайн-ресурс Paddle8, а стартовавший в марте 2011 года сайт Artspace в сумме получил $3,6 млн: $1,2 млн были собраны частными инвесторами к моменту запуска, еще $2,5 млн прибавилось к ним в январе 2012-го.
Товары массового потребления — одежду, книги, бытовую технику и электронику — покупают через Интернет весьма охотно, однако желающих выложить здесь кругленькую сумму с шестью нулями за уникальное произведение искусства находится немного. Поэтому новое поколение онлайн-галерей и ярмарок прежде всего ориентируется на средний класс, стремясь увеличить продажи сравнительно недорогих работ.
Некоторые из виртуальных торговых площадок работают напрямую, позволяя посетителям купить понравившуюся работу одним щелчком мыши; при этом сайт получает процент от сделки. Другие основаны на клубном принципе: арт-дилеры платят вступительный взнос, причем на некоторых ресурсах он сопровождается определенными доплатами — фиксированным процентом с прибыли или арендой виртуального стенда. Третьи выступают посредниками между дилерами и потенциальными покупателями, получая процент с продаж. Основную часть прибыли для большинства из них обеспечивают страны с развивающейся рыночной экономикой, где за последние годы резко возрос спрос на искусство, или страны, где оно считается предметом роскоши, — как, например, в Китае, который, по прогнозам британской исследовательской компании Euromonitor, к 2017 году должен стать вторым в мире, после США, потребителем товаров класса люкс. «Торговля искусством онлайн — следующий этап расширения рынка роскоши в Сети», — считает председатель правления, исполнительный вице-президент и один из основателей сайта Artspace Кристофер Врум.
Конечно, не у всех дела идут удачно. Так, в марте 2011 года британский аукционный дом Auction Atrium официально прекратил свою деятельность и был вынужден распродать активы, поскольку его долги достигли 6-значных чисел. Тем не менее предприниматели настроены весьма оптимистично. «В этом секторе рынка сравнительно немного компаний, чья коммерческая деятельность оказывается малоэффективной, — говорит один из основателей ArtStack Эзра Конвиц. — Я надеюсь, что мы принадлежим к счастливому большинству».