18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые музеи? А теперь факты…

Подробный анализ более 650 новых институций, открывшихся за последние десятилетия. Fondazione di Venezia изучил и описал всемирный бум музейного строительства: какая архитектура нужна современным художественным коллекциям?

Fondazione di Venezia, обеспеченный и активный фонд, исторические корни которого уходят в региональную банковскую систему Италии, объявил в 2010 году архитектурный конкурс на разработку кластера в центре Местре, одной из городских зон материковой Венеции. Перед конкурсантами была поставлена задача превратить в музей, посвященный экономической и социальной истории ХХ века, пространство в 9 тыс. м2, на территории которого находится в числе прочего бенедиктинский монастырь. Открытие музея, который будет называться М9, запланировано на 2017 год, а предполагаемый бюджет составляет €100 млн.

В книгу вошли обзор и несколько эссе о затронувшем весь мир буме музейного строительства. Интерес к этой теме зародился у автора в ходе планирования М9, однако, несмотря на предельную узость изначального вопроса, книга освещает ее гораздо шире. Толчком к ее написанию стала растерянность Гвидо Гверцони, менеджера по проектам М9, когда он столкнулся с отсутствием ориентировочных данных о стоимости строительства музея и связанной с этим статистики. Он хотел получить данные, которые помогли бы ему проверить заказанные фондом оценки осуществимости проекта, с учетом того факта, насколько часто выражению «расширение музея» сопутствует фраза «превышение сметы». Поэтому он собрал эти данные самостоятельно при поддержке команды исследователей; позднее они были дополнены обзором, выполненным в сотрудничестве с The Art Newspaper.

Результатом этой работы стала заслуживающая самого полного доверия книга, состоящая из двух частей. Первая представляет собой обзор результатов исследования и данные, на основе которых оно было проведено; во вторую часть вошел ряд статей, помогающих поместить этот строительный бум в более широкий контекст. Первая часть закладывает основы и расставляет четкие ориентиры, вторая — инспектирует, изящно, но менее оригинально, более знакомую территорию. Исследование под руководством Гвер­­цо­ни, выступившего в роли редактора книги, посвящено прежде всего музеям, которые попадают под таковое определение Международного совета музеев, то есть коллекционирующим институциям, — в него не вошли детские музеи, выставочные залы, арт-центры и тому подобное. Институции классифицированы по местонахождению и типу, приведены данные о заказчике, дизайнере и дате открытия, а также, по возможности, о размерах, распределении зон, затратах на квадратный метр, ежегодном числе посетителей и количестве работников.

Всякий, кто когда-либо пытался составить точное представление об этой сфере, признает ценность такой информации и масштаб услуги, которую автор оказал, собрав ее и предоставив прозрачный отчет о методологии и использованных источниках. Его анализ дает читателю возможность тщательно разобрать такие аспекты, как распределение по размерам, среднее время разработки и строительства, корреляция между стоимостью квадратного метра и степенью известности архитектора. Но не менее важно, что профессионалы и просто дотошные читатели теперь имеют доступ к данным (хоть и не в электронном виде), на основании которых они могут делать свои собственные выводы.

Анализ стоимости, из которого и выросло все исследование, бесценен. В нем учитываются ненадежность и политизированность публикуемых данных, используются различные источники и подходы, а музеи систематизированы по типу, географическому региону и так далее. Уже одно это делает покупку данной книги оправданной тратой для любого человека, имеющего какое-либо отношение к музейному строительству.

Три сопроводительные статьи, написанные Марко де Микелисом, Аароном Бетски и архитектором М9 Маттиасом Зауэрбрухом, менее подробны. В них представляется обзор и перспективы музейного строительного бума, рассматриваются противоречия в этой области и высказываются соображения относительно его экономической и экологической устойчивости. В статьях упоминается, но не подвергается подробному рассмотрению продолжающийся музейный бум в Китае и Юго-Восточной Азии, так что глобальный характер этого явления учтен не вполне. Почти во всех трех прослеживается история музея от появления в виде частных кабинетов редкостей до основания государственных музеев в XVIII–XIX веках, говорится о множественности функций и целевых задач, которые музеи приобрели во второй половине ХХ века, и о важности Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Этот обзор будет (или, быть может, только «должен бы быть») прочитан широким кругом профессионалов. В сочетании со статьями книга представляет собой основательный обзор, который должен закрепиться на верхних строках списков литературы для аспирантских программ по музееведению.

Museums on the Map, 1995–2012 / Guido Guerzoni, ed. Fondazione di Venezia in association with Umberto Allemandi. 318 с. (мягкая обложка)

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+