18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Новые музеи? А теперь факты…

Подробный анализ более 650 новых институций, открывшихся за последние десятилетия. Fondazione di Venezia изучил и описал всемирный бум музейного строительства: какая архитектура нужна современным художественным коллекциям?

Fondazione di Venezia, обеспеченный и активный фонд, исторические корни которого уходят в региональную банковскую систему Италии, объявил в 2010 году архитектурный конкурс на разработку кластера в центре Местре, одной из городских зон материковой Венеции. Перед конкурсантами была поставлена задача превратить в музей, посвященный экономической и социальной истории ХХ века, пространство в 9 тыс. м2, на территории которого находится в числе прочего бенедиктинский монастырь. Открытие музея, который будет называться М9, запланировано на 2017 год, а предполагаемый бюджет составляет €100 млн.

В книгу вошли обзор и несколько эссе о затронувшем весь мир буме музейного строительства. Интерес к этой теме зародился у автора в ходе планирования М9, однако, несмотря на предельную узость изначального вопроса, книга освещает ее гораздо шире. Толчком к ее написанию стала растерянность Гвидо Гверцони, менеджера по проектам М9, когда он столкнулся с отсутствием ориентировочных данных о стоимости строительства музея и связанной с этим статистики. Он хотел получить данные, которые помогли бы ему проверить заказанные фондом оценки осуществимости проекта, с учетом того факта, насколько часто выражению «расширение музея» сопутствует фраза «превышение сметы». Поэтому он собрал эти данные самостоятельно при поддержке команды исследователей; позднее они были дополнены обзором, выполненным в сотрудничестве с The Art Newspaper.

Результатом этой работы стала заслуживающая самого полного доверия книга, состоящая из двух частей. Первая представляет собой обзор результатов исследования и данные, на основе которых оно было проведено; во вторую часть вошел ряд статей, помогающих поместить этот строительный бум в более широкий контекст. Первая часть закладывает основы и расставляет четкие ориентиры, вторая — инспектирует, изящно, но менее оригинально, более знакомую территорию. Исследование под руководством Гвер­­цо­ни, выступившего в роли редактора книги, посвящено прежде всего музеям, которые попадают под таковое определение Международного совета музеев, то есть коллекционирующим институциям, — в него не вошли детские музеи, выставочные залы, арт-центры и тому подобное. Институции классифицированы по местонахождению и типу, приведены данные о заказчике, дизайнере и дате открытия, а также, по возможности, о размерах, распределении зон, затратах на квадратный метр, ежегодном числе посетителей и количестве работников.

Всякий, кто когда-либо пытался составить точное представление об этой сфере, признает ценность такой информации и масштаб услуги, которую автор оказал, собрав ее и предоставив прозрачный отчет о методологии и использованных источниках. Его анализ дает читателю возможность тщательно разобрать такие аспекты, как распределение по размерам, среднее время разработки и строительства, корреляция между стоимостью квадратного метра и степенью известности архитектора. Но не менее важно, что профессионалы и просто дотошные читатели теперь имеют доступ к данным (хоть и не в электронном виде), на основании которых они могут делать свои собственные выводы.

Анализ стоимости, из которого и выросло все исследование, бесценен. В нем учитываются ненадежность и политизированность публикуемых данных, используются различные источники и подходы, а музеи систематизированы по типу, географическому региону и так далее. Уже одно это делает покупку данной книги оправданной тратой для любого человека, имеющего какое-либо отношение к музейному строительству.

Три сопроводительные статьи, написанные Марко де Микелисом, Аароном Бетски и архитектором М9 Маттиасом Зауэрбрухом, менее подробны. В них представляется обзор и перспективы музейного строительного бума, рассматриваются противоречия в этой области и высказываются соображения относительно его экономической и экологической устойчивости. В статьях упоминается, но не подвергается подробному рассмотрению продолжающийся музейный бум в Китае и Юго-Восточной Азии, так что глобальный характер этого явления учтен не вполне. Почти во всех трех прослеживается история музея от появления в виде частных кабинетов редкостей до основания государственных музеев в XVIII–XIX веках, говорится о множественности функций и целевых задач, которые музеи приобрели во второй половине ХХ века, и о важности Музея Гуггенхайма в Бильбао.

Этот обзор будет (или, быть может, только «должен бы быть») прочитан широким кругом профессионалов. В сочетании со статьями книга представляет собой основательный обзор, который должен закрепиться на верхних строках списков литературы для аспирантских программ по музееведению.

Museums on the Map, 1995–2012 / Guido Guerzoni, ed. Fondazione di Venezia in association with Umberto Allemandi. 318 с. (мягкая обложка)

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+