18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Многоликий Матисс

№30
Материал из газеты

Обзор последних трудов, посвященных художнику

Несмотря на то что Анри Матисс (1869–1954) утверждал: «То, что говорит художник, настолько незначительно по сравнению с тем, что он делает», он все-таки согласился дать серию интервью критику Пьеру Куртиону. Дело было во время восстановительного периода после операции по удалению раковой опухоли, после которой Матисс навсегда остался прикованным к креслу-каталке. Предполагалось, что расшифровка интервью ляжет в основу книги воспоминаний. Но, раздосадованный бесцеремонным отношением издателя к книге и опасавшийся, что интервьюер будет вольно редактировать текст, художник принял решение приостановить публикацию.

Теперь в Chatting with Hen­ri Ma­tisse впервые выходит полный текст интервью на английском языке, снабженный французским оригиналом, связанными с ним письмами, статьями и иллюстрациями. Матисс рассказывает о своей учебе у последнего поколения салонных художников: Бугро, Же­рома, Моро, — вспоминает шалости своего соученика Руо в мастерской Моро и своеобычные принципы этого мастера.

Среди других тем книги — работа художника над декорациями и костюмами для Сергея Дягилева, путешествия на Таити и в Северную Африку. Возможно, это неизбежно в жанре воспоминаний, но обескураживающе мало говорится о технике и теории композиции и сообщается недостаточно информации, стоящей за отдельными полотнами. Тем не менее Матисс — прекрасный рассказчик, и в книге много анекдотов.

Важным новаторским приемом в поздний период творчества Матисса считается аппликация. Как и другие художники, он и прежде использовал элементы аппликации — порой детально проработанные, а порой просто однотонные формы — в композициях своих полотен. Новаторство Матисса заключается в рискованной идее оставлять композиции в упрощенном состоянии, пришедшей к нему, по-видимому, в середине 1940-х годов.

Одним из самых ранних примеров использования аппликации стал роскошный альбом Джаз 1947 года, недавно переизданный Thames & Hud­son. Работы из цикла Джаз — одни из наиболее знаменитых произведений Матисса. Икар; Санки и Шпагоглотатель стали символами французского модернизма. В этом издании коллажи Матисса воспроизведены в технике трафаретной печати. В футляре с синим тканевым переплетом находятся сложенные пополам несброшюрованные факсимиле, с обеих сторон покрытые рукописным текстом и яркими рисунками, а также 47-страничная брошюра с переводом французских текстов Матисса и двумя статьями о Джазе. Благодаря этому изданию читатель теперь имеет возможность почувствовать, каково держать в руках страницы уникальной «книги художника».

В том же году, когда был впервые опубликован Джаз, Матисс получил предложение оформить капеллу в доминиканском монастыре неподалеку от Канн. В технике аппликации он выполнил эскизы для всех элементов оформления капеллы.

Матисс вовсе не был набожным человеком, и при всей грандиозности решения очевидно, что ему было непросто совместить свое видение темы и фигуративное повествование, которого от него ожидал заказчик. Его фигуры представляют собой упрощенные схематические изображения, выжженные на керамических плитках; их строгость контрастирует с яркими флористическими мотивами витражей, окрашивающих своим светом белый интерьер.

В книге Matisse: the Chapel at Vence прослежены все стадии разработки проекта от замысла и до открытия, состоявшегося в 1951 году. Ее крайне информативный текст проиллюстрирован подготовительными рисунками и многочисленными крупноформатными фотографиями, на которых представлены общие виды и отдельные детали капеллы.

В каталоге к выставке галереи Тейт Henri Matisse: the Cut-Outs представлены поздние коллажи Матисса, в том числе Джаз и ванская капелла. Произведения от малоформатных коллажей до крупных проектов настенной живописи представлены не только в оконченном виде, но и в процессе их создания на фотографиях из мастерской. Сфальцованные страницы дают представление о масштабности Попугая и русалки (1952) и 16-метрового Бассейна (1952). В технической справке об аппликациях рассказывается о том, какие типы бумаги, краски и техники составления композиции использовал художник.

Matisse’s Sculpture: the Pinup and the Primitive Эллен Мак-Брин посвящена интересу Матисса к эротической фотографии и африканской скульптуре в начале его карьеры скульптора. Как и многие художники того времени, он коллекционировал неевропейское искусство. Андре Де­рен познакомил Матисса с африканской скульптурой в феврале 1906 года, и в книге приведены репродукции снабженных рисунками писем Дерена из Лондона, в которых он описывает свои находки в Британ­ском музее.

Матисс имел доступ к искусству Океании через Гогена и их общего дилера Воллара, так что он был знаком с жизненной энергией неевропейской резьбы. Африканское искусство подпитывало «примитивный» период Матисса (1906–1909), когда тот стряхнул с себя влияние неоимпрессионизма.

Такие периодические фотоиздания, как Женское человечество и Мои модели, служили дешевым источником изображений обнаженного тела, поставляемых на рынок с легальными целями в качестве материала для этнографических и художественных исследований. Для их читателя это был графический аналог прогулки по восточному рынку рабов. Мак-Брин приводит печатавшиеся в этих изданиях изображения, на основе которых Матисс создавал скульптуры и связанные с ними графические работы.

В тексте автора звучат протестные интонации, с использованием таких определений, как «стерео­типы» и «инаковость», и проявляется негодования от лица исторически ущемлявшихся групп, что может оттолкнуть некоторых читателей. Однако это отнюдь не отменяет того, что Мак-Брин действительно вносит значительный вклад в понимание важной части творчества Матисса.

Chatting with Henri Matisse. The Lost 1941 Interview. Henri Matisse and Pierre Courthion. Tate Publishing with the Getty Research Institute. 366 с. £29,99 (твердая обложка)

Matisse’s Sculpture: the Pinup and the Primitive. Ellen McBreen. Yale University Press. 228 с. £35 (твердая обложка)

Jazz. Henri Matisse. Thames & Hudson. 200 с. £250 (твердая обложка)

Henri Matisse: the Cut-Outs / Karl Buchberg, Nicolas Cullinan and Jodi Hauptman, eds. Tate Publishing. 294 с. £29,99 (мягкая обложка)

Matisse: the Chapel at Vence Marie Thérèse Pulvenis de Séligny. Royal Academy Publication. 224 с. £60 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+