18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Без подруги и музы поэта Рильке, возможно, не было бы и Синди Шерман

Спустя год после ранней смерти Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907) поэт Райнер Мария Рильке посвятил ей свой знаменитый Реквием по одной подруге, «отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано». Потребовалось больше века, чтобы ее наследие наконец стало привлекать к себе внимание специалистов. «Ее искусство было настолько необычным для своего времени, что не воспринималось всерьез никем, кроме узкого круга семьи и друзей», — говорит Тине Колструп, куратор выставки в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке. Мо­дер­зон-Беккер лишь дважды выставлялась при своей жизни и продала только две работы, одну из которых — Рильке. Интерес к ее творчеству заслонил тот факт, что она первая женщина-художница, у которой есть музей (он был открыт в 1927 году в ее родном Бремене). Практически все ее наследие, более 100 картин и 700 рисунков, тоже сконцентрировано в Бремене, и собрать такую большую выставку (100 картин и 40 рисунков), как в «Луизиане», — большая удача. Основная их часть весной 2016 года отправится на выставку в Музей современного искусства города Парижа. Экспозиция начинается, по словам куратора, «с первых попыток художницы как можно правдоподобнее воспроизвести реальность» (так учили на курсах рисования в Берлине; женщин в те годы в академию не принимали), затем переходит к ее «отходу от натурализма» в колонии художников в Ворпсведе. В противовес академической школе эти художники искали единения с природой, предпочитая писать пейзажи и идиллические сценки из крестьянской жизни непосредственно с натуры. На рубеже веков, после нескольких поездок в Париж, Паула Беккер отошла от художников Ворпсведе, которым, впрочем, с самого начала было чуждо ее стремление к предельному упрощению формы и цвета.

Хотя Модерзон-Беккер не попала на первые страницы истории европейского модернизма, ее поздние натюрморты предвещают экспрессионизм, а женские портреты и автопортреты дают основание говорить о ней «как об очень интересной предшественнице некоторых феминисток-художниц в более близком нам времени», говорит Килструп.

В автопортрете с подписью «Я написала его в возрасте 30 лет к 6-летию моей свадьбы» художница изобразила себя беременной, хотя еще не носила в себе ребенка (она умерла через три недели после его рождения), с обнаженным торсом как Венера Милосская. «Как Синди Шерман играет с современными гендерными кодами, так и Паула Модерзон-Беккер использовала коды, которые знала». 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+