Спустя год после ранней смерти Паулы Модерзон-Беккер (1876–1907) поэт Райнер Мария Рильке посвятил ей свой знаменитый Реквием по одной подруге, «отдавшей жизнь на большее, чем женщине дано». Потребовалось больше века, чтобы ее наследие наконец стало привлекать к себе внимание специалистов. «Ее искусство было настолько необычным для своего времени, что не воспринималось всерьез никем, кроме узкого круга семьи и друзей», — говорит Тине Колструп, куратор выставки в Музее современного искусства «Луизиана» в датском Хумлебеке. Модерзон-Беккер лишь дважды выставлялась при своей жизни и продала только две работы, одну из которых — Рильке. Интерес к ее творчеству заслонил тот факт, что она первая женщина-художница, у которой есть музей (он был открыт в 1927 году в ее родном Бремене). Практически все ее наследие, более 100 картин и 700 рисунков, тоже сконцентрировано в Бремене, и собрать такую большую выставку (100 картин и 40 рисунков), как в «Луизиане», — большая удача. Основная их часть весной 2016 года отправится на выставку в Музей современного искусства города Парижа. Экспозиция начинается, по словам куратора, «с первых попыток художницы как можно правдоподобнее воспроизвести реальность» (так учили на курсах рисования в Берлине; женщин в те годы в академию не принимали), затем переходит к ее «отходу от натурализма» в колонии художников в Ворпсведе. В противовес академической школе эти художники искали единения с природой, предпочитая писать пейзажи и идиллические сценки из крестьянской жизни непосредственно с натуры. На рубеже веков, после нескольких поездок в Париж, Паула Беккер отошла от художников Ворпсведе, которым, впрочем, с самого начала было чуждо ее стремление к предельному упрощению формы и цвета.
Хотя Модерзон-Беккер не попала на первые страницы истории европейского модернизма, ее поздние натюрморты предвещают экспрессионизм, а женские портреты и автопортреты дают основание говорить о ней «как об очень интересной предшественнице некоторых феминисток-художниц в более близком нам времени», говорит Килструп.
В автопортрете с подписью «Я написала его в возрасте 30 лет к 6-летию моей свадьбы» художница изобразила себя беременной, хотя еще не носила в себе ребенка (она умерла через три недели после его рождения), с обнаженным торсом как Венера Милосская. «Как Синди Шерман играет с современными гендерными кодами, так и Паула Модерзон-Беккер использовала коды, которые знала».