18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Африка за выкуп

№30
Материал из газеты

Мысль о реституции африканского искусства зреет. Торговаться долго не собираются. Зять президента Анголы Синдика Доколо готов возглавить движение

У 42-летнего Синдики Доколо есть миссия. Родившийся в Конго и проживающий в Анголе бизнесмен собирает коллекцию древнего и современного африканского искусства. Он надеется, что когда-нибудь она будет выставлена в специально созданном для этой цели музее в столице Анголы Луанде. Он говорит, что хочет вернуть вывезенные из Африки значимые скульптуры и маски местных народов, ныне хранящиеся в основном в Европе и США. «Эти произведения не должны принадлежать частным коллекционерам, их нужно выставлять в музеях», — считает Доколо. Чтобы склонить западных частных коллекционеров вернуть предметы в Африку, Доколо надеется создать специальный фонд при поддержке предприятий Анголы, в том числе государственной нефтяной компании Sonangol. Средства фонда будут направлены на выкуп произведений у тех, кто приобрел их честным путем. «Я хочу организовать деловой клуб, центральной идеей которого станет выкуп африканского наследия. Нужно создать инструмент, который будет эффективен», — объясняет Доколо.

«Я не Негоро, я Себастьян Перейра»

Одна из целей Доколо — восстановить в как можно более полном виде утраченные коллекции музея города Дундо, основанного в 1930-х годах на месте маленького аванпоста поселенцев в северо-восточной части португальской колонии в Анголе. Музей был основан португальской алмазодобывающей компанией Diamang, а коллекция собралась в ходе полевых экспедиций по прилежащим территориям; в итоге в нее вошло около 6 тыс. предметов, в числе которых важные произведения народа чокве, контролировавшего регион до прибытия португальцев. В 1960-е годы коллекция была каталогизирована, однако в ходе последовавшей гражданской войны значительная ее часть была разграблена и бесследно исчезла. Теперь Доколо надеется по фотографиям из каталога найти хотя бы некоторые из утраченных экспонатов и вернуть их в Анголу — с этой целью он «собрал команду настоящих Шерлоков Холмсов». Недавно одну из пропавших масок удалось обнаружить в частной коллекции в Голландии. «Купил ее человек с честными намерениями. Он не знал. Он заплатил за нее. Так что я выкупил ее у него», — рассказывает бизнесмен и добавляет, что намеревается «вернуть маску в Дундо» и преподнести ее королю чокве.

Черная Африка и белая бухгалтерия

Справка

Фонд Синдики Доколо

Специализирующийся на современном африканском искусстве Фонд Синдики Доколо был основан десять лет назад, в 2004 году. Сейчас в коллекции фонда около 3,2 тыс. произведений современных африканских авторов. За прошедшие годы фонд провел и поддержал более 500 мероприятий (в их числе Африканская биеннале в Луанде и последняя Венецианская биеннале, где павильон Анголы получил «Золотого льва») и представлял творчество 1 тыс. художников из Анголы, Бенина, Ганы, Египта, Зимбабве, Камеруна, Конго, Марокко, Намибии, Сенегала, США, Туниса, ЮАР. Фонд располагает десятью выставочными площадками в Анголе общей площадью более 3,4 тыс. м2 и двумя крупными резиденциями в Сан-Томе и Принсипи.

Еще…

В числе первостепенных задач Доколо — найти скульптуры Чибинды Илунги, мифического героя и основателя народа чокве. «В музее хранился ряд его изображений, но теперь в стране не осталось ни одного. Когда я их обнаружу, будет пролита кровь», — считает он. «Большая часть коллекционеров подобных произведений — пожилые белые европейцы. Они обожают это искусство, потому что оно такое мощное. Когда я общаюсь с ними, мне становится понятно, что для них нет ничего хуже, чем ассоциироваться с разграблением африканского музея. И я говорю им: „Я не заплачу вам цену, которую вы потребуете за это произведение. Если вы хотите $100 тыс. за предмет, который вы 15 лет назад купили за $30 тыс., то я готов дать вам $30 тыс. У вас есть выбор: либо вы супергерой, и вы едете в Африку и сами предлагаете вернуть объект, либо я буду преследовать и разоблачу вас“, — объясняет Доколо. — Это весьма эффективный подход».

Кроме того, Синдика покупает произведения целого ряда других африканских народов и культур, в том числе предметы из королевства Конго, которое некогда простиралось на территориях пяти современных африканских государств, в том числе Анголы, Габона и Демократической Республики Конго, а также ритуальные скульптуры народа сонге, чьи земли сегодня входят в ДРК. Пока наиболее впечатляющим приобретением Доколо является магическая статуэтка сонге XIX века. «Я был в Дубае, когда мне позвонил брюссельский дилер Дидье Клаас. Он сказал: „Я нашел потрясающее произведение сонге, это мечта любого покупателя. Работа принадлежала европейскому коллекционеру, который получил ее в наследство от прадеда, уехавшего из Конго в конце XIX века“». После покупки Доколо провел магнитно-резонансное сканирование и сделал невероятное открытие: в полости головы фигуры прячется скелет хамелеона, а это доказывает, какой важной силой обладает хамелеон для создавших статую тайных обществ сонге. «Хамелеона поместили туда живым; его убил рог, которым закрыли полость», — говорит Доколо. Сонге верили, что после смерти хамелеона его жизненная сила переходит к фигурке, где он находится. Бизнесмен планирует выставить статуэтку в музее, который намерен построить в Луанде. Зять бессменного президента Анголы надеется, что другие африканские коллекционеры последуют его примеру. «Кроме Синдики Доколо, с которым мы сотрудничали через агентов, у нас нет опыта работы ни с одним африканским коллекционером материалов такого рода», — говорит Ланс Энтвайсл, чьи галереи работают в Лондоне и Париже. По словам Клааса, африканские коллекционеры покупают главным образом современное искусство, но сам он твердо верит, что «будущее африканского искусства не в Европе, следующий шаг для африканского искусства — Африка».

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
6
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
Книга Оскара Мартинеса «Пороги» — это сборник занимательных путеводителей по широко известным памятникам. Автор создал череду историко-архитектурных эссе, окрашенных личными впечатлениями и оценками. А выросло это все из лекционного материала
08.11.2024
Экскурсии в прошлое, сопровождаемые неизменным восторгом
7
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Предыдущая ретроспектива творчества передвижников — всех вместе, а не по одному — проходила больше полувека назад и была как раз передвижной: она путешествовала по нескольким городам СССР. На этот раз, похоже, дело ограничится Москвой
05.11.2024
«Передвижники» в Третьяковке: с квартиры на квартиру в целях просвещения
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+