18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Наш современник Федотов

Произведения Павла Федотова содержат множество указаний на личную жизнь автора, равно как и символов вечных драм, не раз впоследствии повторявшихся в отечественном искусстве.

Федотов и формалисты

В 1930-е годы русские формалисты сосредоточиваются на изучении николаевской эпохи: Лидия Гинзбург занимается Лермонтовым, Юрий Тынянов  Кюхельбекером и Грибоедовым. Виктор Шкловский пишет Повесть о художнике Федотове, аккуратно проводя параллели с современностью; брошенная им в связи с этой книгой фраза о «ликвидации поколения» полностью подходит к нему самому и его товарищам.

Федотов и кино

С первого взгляда ясно, что перед нами очень сценичный, как пишет Шкловский, «как бы кинематографичный» художник. Режиссеры кино 1920-х — другого объекта формалистической теории — прекрасно чувствовали это. Заимствования из работ Федотова есть в Шинели Козинцева — Трауберга, а в фильме 1944 года Свадьба с Фаиной Раневской и Эрастом Гариным — прямые цитаты в мизансценах.

Федотов и карикатура

Карикатура — всегда сторонний взгляд, он может быть злым и ехидным. С этим в России всегда было плохо, русские художники пользуются иностранными образцами вековой давности, вроде внимательно изученного Федотовым Хогарта. Карикатура даже в домашних альбомах зачастую остается политической, поэтому в XIX веке стилистика завозится из Франции (см. Вальтер Беньямин Париж, столица девятнадцатого столетия, глава про Гранвиля). В гвардейских полковых библиотеках были отличные подборки европейской прессы, где можно было найти что угодно.

Федотов и армия

В 1826 году в возрасте 11 лет Федотов был определен отцом в Кадетский корпус. В 1833-м он оканчивает обу­чение в корпусе, в чине прапорщика направлен в лейб-гвардии Финляндский полк, а в следующем году прибывает для несения службы в Санкт-Петербург. В 1836 году Федотов получает звание подпоручика, а в 1841-м он штабс-капитан. В 1844 году, ровно через десять лет после начала, он оставляет службу «с чином капитана и правом носить военный мундир».

Федотов и быт

Вот как одет герой картины Завтрак аристократа: на нем сорочка, атласный халат с бархатным шалевым воротником, обшлагами и модными петлями-застежками, панталоны кораллово-красного оттенка, очень широкие, по английской моде 1840-х годов, туфли-бабуши с загнутыми носками (пример влияния османского стиля) и шапочка-ермолка из шелка. Натюрморт (в Сватовстве майора; Завтраке аристократа; Свежем кавалере) образует отдельный и притягательный элемент картины. Любовь к предметному миру и подробность изображения выдают увлеченность художника голландцами, а мнимая случайность постановки и неупорядоченность — это уже от Шардена.

Федотов и примитив

Федотов — первый художник, не убоявшийся сравнения с лубочной картинкой. Моралите, когда текст является частью работы, — обычное дело у Федотова, как, например, и у Ларионова, когда подпись выходит на холст.

Федотов и котики

Изображение кошки, умывающейся (Сватовство майора) или же дерущей обивку стула (Свежий кавалер), не только способ характеристики происходящего, но и не утраченный Федотовым символический алфавит жанровой живописи. Пудель, обученный забавным трюкам, — собака аристократа, а у офицера в отдаленном гарнизоне — до бесконечности прыгающий через палку взад-вперед —оказывается  единственным светлым пятном в жизни (в том числе и в живописном смысле).

Федотов и пустота

Среди произведений Федотова всегда обращают на себя внимание картины и акварели, оставшиеся незавершенными: Освящение знамен в Зимнем дворце, обновленном после пожара и Автопортрет (Офицеры лейб-гвардии Финляндского полка). Романтическая трагедия незавершенной работы unfinished словно переходит в них в барочную бесконечность non-finito, незаписанные белые плоскости развертываются полем возможностей.Оставшиеся незаконченными Игроки с их пустынным интерьером и картинами, вынутыми из рам (надо полагать, все продуто в карты), выглядят теперь как символ творчества Федотова вообще — прерванного в момент обретения наивысшей выразительности. Впоследствии эта значительность пустоты и тема белого листа будут важны для русского авангарда (супрематизм) и для московского концептуализма — в альбомах Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова.

Федотов и передвижники

Павел Федотов умер в 1852 году — пройдет чуть больше десяти лет, и «Бунт четырнадцати» навсегда покончит с прежней Академией художеств. Социальное содержание, которое в искусстве Федотова возникало вследствие естественной человеческой позиции, станет вменяться художнику в обязанность. «Караваджистский» эффект освещения (или, скорее, из Жоржа де Латура) использован в маленькой картине Игроки, его же использует Николай Ге в монументальной Тайной вечере. Когда же десять с лишним лет спустя в Европе с Завтрака на траве и Олимпии Мане начнется модернизм, Игроки будут казаться предмодернистской картиной.

Федотов и русское искусство второй половины XX — начала XXI века

Федотова сделали своим героем петербургские художники, поскольку в силу обстоятельств он и сам автор гораздо более петербургский, чем московский: жил, работал, служил в тогдашней столице. Авторы арефьевского круга из так называемого Ордена нищенствующих живописцев были поголовно увлечены французами — однако среди того, что мог предложить в 1950-е годы Русский музей, конечно, выделяли Федотова. Последовавшие за ними «митьки» нередко заимствовали у Федотова сюжеты, как это сделал Александр Флоренский; другой часто цитирующий Федотова «митек» — Владимир Шинкарев. Из москвичей, обращающихся к Федотову, можно вспомнить Ольгу Чернышеву, чье видео Перебои сердца (2009) является реминисценцией Анкор, еще анкор!

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+