18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Маленькие сентиментальные шедевры

№30
Материал из газеты

Сюрреалистическая фотография начала ХХ века в Мультимедиа Арт Музее

На самом деле эти фантазийные фотографии появились задолго до сюрреализма. Созданные на пороге ХХ века, они сегодня удивляют безыскусным юмором, милой наивностью и ловким умением монтировать изображение за много лет до появления программы Photoshop.

Начало 1900-х называют золотым веком открытки. Именно тогда начали использовать лицевую сторону почтовых карточек только для изображения. Эта простая инновация повлекла за собой настоящий бум, открытки продавались огромными тиражами вплоть до начала Первой мировой.

Однако фотографические открытки в те времена выпускались не полиграфическим способом, а с помощью техники проявки. Поэтому каждая из них несет на себе печать уникальности. Авторы безымянных серийных шедевров были явно в курсе последних достижений художественной фотографии и владели секретами самых современных спецэффектов — ретуши и комбинированной печати, двойной экспозиции. Они умело монтировали фото- и рисованное изображение, использовали «сфумато» пикториализма, самого модного и прогрессивного на тот момент стиля. Однако, в отличие от настоящих пикториалистов, озабоченных образцами высокого искусства и напускавших тумана в драматические сцены, промышленные дизайнеры были намного легкомысленнее, сводя сюжеты к водевилю. Варьете, немое кино, цирк и, конечно, символизм вдохновляли авторов маленьких сентиментальных шедевров.

В основе монтажа здесь лежат простые метафоры. Ночные бабочки, мужья-рогоносцы, влюбленные-марионетки, дети, найденные в капусте, — игривые сюжеты прежде всего потакали массовому вкусу. А весьма странные гибридные изображения стали чудесным побочным эффектом освоения технических новшеств. Конечно, открыточные дизайнеры вовсе не помышляли о проникновении в тайны подсознания, как сюрреалисты. И параллели между сюрреалистическим иллюзионизмом и сюрреализмом провести не получится. Дама-паук, плетущая любовную сеть, с открытки начала века — всего лишь наивный двойник Паучихи Луиз Буржуа. Художественное простодушие все же не умаляет прелести сюрреалистического иллюзионизма. Эти «шарманистые» картинки были созданы, чтобы удивлять, — и удивляют до сих пор. 

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
3
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
Первая пресс-конференция нового директора ГМИИ им. Пушкина Ольги Галактионовой прошла в непривычно пустом без картин Белом зале. Свою речь она начала с заявления: «В музее будет проведена ревизия и реструктуризация»
26.03.2025
Ольга Галактионова о работе в Пушкинском: «Моя задача — навести порядок»
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
6
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
Начавшаяся реставрация полотна Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» поможет раскрыть хотя бы часть его секретов. Возможно даже, что зрители смогут увидеть картину полностью, а не в слегка урезанном виде, как это было на протяжении почти полутора веков
28.03.2025
Музей Орсе надеется узнать, кого же все-таки хоронили в Орнане
7
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+