18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Маленькие сентиментальные шедевры

№30
Материал из газеты

Сюрреалистическая фотография начала ХХ века в Мультимедиа Арт Музее

На самом деле эти фантазийные фотографии появились задолго до сюрреализма. Созданные на пороге ХХ века, они сегодня удивляют безыскусным юмором, милой наивностью и ловким умением монтировать изображение за много лет до появления программы Photoshop.

Начало 1900-х называют золотым веком открытки. Именно тогда начали использовать лицевую сторону почтовых карточек только для изображения. Эта простая инновация повлекла за собой настоящий бум, открытки продавались огромными тиражами вплоть до начала Первой мировой.

Однако фотографические открытки в те времена выпускались не полиграфическим способом, а с помощью техники проявки. Поэтому каждая из них несет на себе печать уникальности. Авторы безымянных серийных шедевров были явно в курсе последних достижений художественной фотографии и владели секретами самых современных спецэффектов — ретуши и комбинированной печати, двойной экспозиции. Они умело монтировали фото- и рисованное изображение, использовали «сфумато» пикториализма, самого модного и прогрессивного на тот момент стиля. Однако, в отличие от настоящих пикториалистов, озабоченных образцами высокого искусства и напускавших тумана в драматические сцены, промышленные дизайнеры были намного легкомысленнее, сводя сюжеты к водевилю. Варьете, немое кино, цирк и, конечно, символизм вдохновляли авторов маленьких сентиментальных шедевров.

В основе монтажа здесь лежат простые метафоры. Ночные бабочки, мужья-рогоносцы, влюбленные-марионетки, дети, найденные в капусте, — игривые сюжеты прежде всего потакали массовому вкусу. А весьма странные гибридные изображения стали чудесным побочным эффектом освоения технических новшеств. Конечно, открыточные дизайнеры вовсе не помышляли о проникновении в тайны подсознания, как сюрреалисты. И параллели между сюрреалистическим иллюзионизмом и сюрреализмом провести не получится. Дама-паук, плетущая любовную сеть, с открытки начала века — всего лишь наивный двойник Паучихи Луиз Буржуа. Художественное простодушие все же не умаляет прелести сюрреалистического иллюзионизма. Эти «шарманистые» картинки были созданы, чтобы удивлять, — и удивляют до сих пор. 

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+