18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Главная выставка к юбилею Эрмитажа посвящена его основательнице

№30
Материал из газеты

Она стала первым опытом реконструкции екатерининского музея

Ключом к выставке стал один из первых путеводителей по Петербургу — русская версия книги Иоганна Георги, изданная в 1794 году. В ней впервые появились развернутые описания культурных достопримечательностей российской столицы, в том числе максимально подробно — коллекций Эрмитажа.

Это и первый печатный каталог музея. Автор указывал, что выпущен он по просьбе просвещенных и уважаемых людей, а современникам было ясно, что речь идет о владелице эрмитажных сокровищ. Куратор выставки Михаил Дединкин считает, что тем самым императрица заявляла: она сформировала коллекцию Эрмитажа и он станет публичным музеем. Формально это произойдет только через полвека. Но именно в последние годы XVIII столетия достраивается здание Большого Эрмитажа.

Позже, после появления Нового Эрмитажа по проекту Лео фон Кленце, это здание получит название Старый Эрмитаж. Существовал отдельный вход со стороны Зимней канавки, в музей пускали по особому разрешению и только когда императрицы не было в Петербурге, но за 30 лет существования коллекции сложились традиции показа. На входе посетители получали перечень картин и правила поведения в музее, среди которых были и прозаические пункты вроде «ничего не грызть».

Иоганн Георги видел музей глазами его хранителей: Рафаэль, итальянские, северные школы, русские художники. В путеводителе он перечислял самые значимые работы каждого художника и общее количество его произведений.
Не забыл автор и про декоративно-прикладное искусство, Восток, нумизматику и библиотеку. Все разделы Иоганн Георги описывает весьма подробно.

Выставка — первый опыт реконструкции екатерининского Эрмитажа, а в каталоге сопоставлены информация Георги и современные сведения о поименованных им вещах. Эпиграфом служит архитектурная графика XVIII века, а также рисунки Джакомо Кваренги, на которых зафиксирована развеска картин.

Вместе с эрмитажными правилами показаны портреты фрейлин и подъемный стол, за которым императрица общалась со своим ближним кругом без ушей и глаз прислуги. Музей не стал ради выставки перемещать шедевры из постоянной экспозиции: Семейный портрет Ван Дейка, Жертвоприношение Авраама Рем­брандта, Непорочное за­ча­тие Мурильо, Охота на оле­ней Ваувермана (художника, модного в екатерининские времена, а сейчас почти забытого) дают представление о собирательских предпочтениях императрицы.

Итоги 30-летней коллекционерской деятельности Екатерины впечатляют — покупка собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Бодуэна, Уолпола. Любопытны описания коллекций до их приобретения. Екатерина принимала решения о покупках картин по гравированным изображениям. С одним только важным исключением: собрание Уолпола, напротив, гравируется в России уже после того, как стало эрмитажным. Альбомы отправили в Англию «на зависть» тамошним знатокам живописи и коллекционерам, которые резко выступали против продажи уолполовского собрания за пределы Альбиона.

В таком проекте уместны и показ китайского зеркала с туалетным прибором из 32 предметов, созданного в 1740–1750 годы, и настольные украшения из резных камней в виде уменьшенных копий античных памятников, подаренные императрице французским послом Луи де Бретейлем.

И наконец, финальный раздел — Екатерина II и современное искусство, где императрица представляется как просвещенный патрон. Речь идет о произведениях второй половины XVIII века: гудоновский бюст Вольтера, Младенец Геракл, удушающий змей Рейнолдса, Персей и Андромеда Менгса, Влади­мир перед Рогнедой Лосенко. Но, конечно, напрашиваются и современные аллюзии.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+