18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Зимний маркет 1703 пройдет в Лахта Центре

Главная выставка к юбилею Эрмитажа посвящена его основательнице

№30
Материал из газеты

Она стала первым опытом реконструкции екатерининского музея

Ключом к выставке стал один из первых путеводителей по Петербургу — русская версия книги Иоганна Георги, изданная в 1794 году. В ней впервые появились развернутые описания культурных достопримечательностей российской столицы, в том числе максимально подробно — коллекций Эрмитажа.

Это и первый печатный каталог музея. Автор указывал, что выпущен он по просьбе просвещенных и уважаемых людей, а современникам было ясно, что речь идет о владелице эрмитажных сокровищ. Куратор выставки Михаил Дединкин считает, что тем самым императрица заявляла: она сформировала коллекцию Эрмитажа и он станет публичным музеем. Формально это произойдет только через полвека. Но именно в последние годы XVIII столетия достраивается здание Большого Эрмитажа.

Позже, после появления Нового Эрмитажа по проекту Лео фон Кленце, это здание получит название Старый Эрмитаж. Существовал отдельный вход со стороны Зимней канавки, в музей пускали по особому разрешению и только когда императрицы не было в Петербурге, но за 30 лет существования коллекции сложились традиции показа. На входе посетители получали перечень картин и правила поведения в музее, среди которых были и прозаические пункты вроде «ничего не грызть».

Иоганн Георги видел музей глазами его хранителей: Рафаэль, итальянские, северные школы, русские художники. В путеводителе он перечислял самые значимые работы каждого художника и общее количество его произведений.
Не забыл автор и про декоративно-прикладное искусство, Восток, нумизматику и библиотеку. Все разделы Иоганн Георги описывает весьма подробно.

Выставка — первый опыт реконструкции екатерининского Эрмитажа, а в каталоге сопоставлены информация Георги и современные сведения о поименованных им вещах. Эпиграфом служит архитектурная графика XVIII века, а также рисунки Джакомо Кваренги, на которых зафиксирована развеска картин.

Вместе с эрмитажными правилами показаны портреты фрейлин и подъемный стол, за которым императрица общалась со своим ближним кругом без ушей и глаз прислуги. Музей не стал ради выставки перемещать шедевры из постоянной экспозиции: Семейный портрет Ван Дейка, Жертвоприношение Авраама Рем­брандта, Непорочное за­ча­тие Мурильо, Охота на оле­ней Ваувермана (художника, модного в екатерининские времена, а сейчас почти забытого) дают представление о собирательских предпочтениях императрицы.

Итоги 30-летней коллекционерской деятельности Екатерины впечатляют — покупка собраний Гоцковского, Брюля, Кроза, Бодуэна, Уолпола. Любопытны описания коллекций до их приобретения. Екатерина принимала решения о покупках картин по гравированным изображениям. С одним только важным исключением: собрание Уолпола, напротив, гравируется в России уже после того, как стало эрмитажным. Альбомы отправили в Англию «на зависть» тамошним знатокам живописи и коллекционерам, которые резко выступали против продажи уолполовского собрания за пределы Альбиона.

В таком проекте уместны и показ китайского зеркала с туалетным прибором из 32 предметов, созданного в 1740–1750 годы, и настольные украшения из резных камней в виде уменьшенных копий античных памятников, подаренные императрице французским послом Луи де Бретейлем.

И наконец, финальный раздел — Екатерина II и современное искусство, где императрица представляется как просвещенный патрон. Речь идет о произведениях второй половины XVIII века: гудоновский бюст Вольтера, Младенец Геракл, удушающий змей Рейнолдса, Персей и Андромеда Менгса, Влади­мир перед Рогнедой Лосенко. Но, конечно, напрашиваются и современные аллюзии.

Самое читаемое:
1
Врач, коллекционер, гуманист
Сердце кардиохирурга мирового уровня Михаила Алшибая, страстного коллекционера, собравшего более 6 тыс. произведений советского «другого искусства» и современных художников, остановилось в последний день работы выставки с картинами из его коллекции
28.11.2025
Врач, коллекционер, гуманист
2
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
В Новой Третьяковке на Крымском Валу покажут произведения Пабло Пикассо и Анри Матисса из собрания ГМИИ им. Пушкина, куда на выставку отправились произведения Марка Шагала
11.12.2025
Третьяковка и Пушкинский обменялись шедеврами
3
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
В замке, в подземной галерее или где-то еще: наследники художника, девелоперы и пражские власти ищут место для экспонирования «Славянской эпопеи»
18.11.2025
Жилищная эпопея знаменитого цикла Альфонса Мухи
4
Шагал: фокусировка на родине
В ГМИИ им. А.С.Пушкина начала работу выставка «Марк Шагал. Радость земного притяжения», основой которой стали произведения так называемого русского периода, то есть с конца 1900-х по 1922 год
11.12.2025
Шагал: фокусировка на родине
5
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
В год 90-летия этого транспортного предприятия вышли две книги о его истории, в том числе о совсем недавней. Александр Змеул рассказывает о проектировании столичной подземки во второй половине ХХ века и о новой эстетике Большой кольцевой линии
21.11.2025
Московское метро: что на поверхности и что в глубине
6
От паровозного депо к культурному центру
Историческое здание Кругового депо Николаевской железной дороги ждет всестороннего обновления, которое превратит памятник промышленной архитектуры в культурную доминанту района трех вокзалов
10.12.2025
От паровозного депо к культурному центру
7
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Музей, о планах создания которого на территории квартала «ЗИЛАРТ» было объявлено десять лет назад, открылся тремя выставками
03.12.2025
Музей «ЗИЛАРТ» снаружи и внутри
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+