Советские идеологические штампы для народов Крайнего Севера понятным им языком наскальной живописи в Anna Nova и блошиный рынок переживаний молодых художников в «Люде». И вообще, в Петербурге запахло весной.
Победа над артефактами
Всего пять дней галерея Anna Nova демонстрировала очередной проект Юрия Александрова «Битва людей с артефактами». Александров иллюстрировал детские книги и учебники для народов Крайнего Севера, известен как книжный дизайнер, возможно, поэтому его искусство сравнивают с произведениями московских концептуалистов. Восемьдесят последовательно пронумерованных работ одного размера в технике монохромной офсетной печати сделаны на застиранной ткани. По стилю изображения близки к наскальным рисункам, а в их названиях — явные отголоски советских идеологических штампов. Выступая в роли этнографа, современный художник Юрий Александров реконструирует обычаи и верования племен, населявших в 70-е годы прошлого века одну шестую часть земного шара.
Ученики «Что делать» в «Люде»
В галерее «Люда» результаты своей работы показал второй выпуск Школы вовлеченного искусства — созданной участниками группы «Что делать» образовательной инициативы для молодых художников. Проект был назван «Да, я помню!». Отталкиваясь от художественной практики американского коллектива Group Material середины 1980-х годов, полутора десяткам студентов было предложено создать работы, связанные с каким-либо значимым переживанием в собственной жизни. Показанные произведения подписаны датами, а не именами авторов. Как всякий студенческий показ, получившаяся экспозиция очень невнятна. Атмосфера этой выставки больше всего схожа с пространствами коммуникации, которой в творчестве «Что делать» уделяется особое внимание. Заполненная учениками Школы вовлеченного искусства галерея «Люда» превратилась в нечто вроде блошиного рынка. Ощущение усиливается от того, что большинство вещей выполнено в нарочито бедной эстетике с обращением к ресайклингу и бросовым материалам. Молодые художники пусть избирательно, но твердо заучили историю мирового искусства и цитируют Наумана, Абрамович, Гонсалеса-Торреса. В изданном к выставке выпуске газеты «Что делать» авторы выступают с развернутыми экспликациями к своим работам, и эти тексты полны искренней и личной интонации.