18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Книги по искусству: бестселлеры и прогнозы

Для традиционного рейтинга самых популярных изданий по искусству 2014 года мы опросили представителей нескольких музейных магазинов Москвы и Петербурга (Государственный Эрмитаж, МАММ, Музей Фаберже), больших книжных универмагов (Торговый дом книги «Москва») и точек продажи специализированной литературы для профессионалов («Фаланстер», Monitor Box, «Ходасевич»).

Крупнейшие книжные проекты года с точки зрения The Art Newspaper Russia

В 2014 году продолжалась издательская программа музея «Гараж» совместно с Ad Marginem, запущенная в мае 2012 года. В рамках этого проекта были опубликованы переводы наиболее значимых книг о современной культуре, вышедших в Европе и США за последние несколько десятилетий. В течение года были изданы эссе о современном искусстве и архитектуре, новых медиа и фотографии, кинематографе и театре, социологии и маркетинге культуры таких авторов, как Сьюзан Сонтаг, Энди Уорхол, Ролан Барт, Роузли Голдберг и Вальтер Беньямин. Еще одна важная публикация «Гаража» в этом году — каталог выставки Перформанс в России. 1910–2010. Картография истории, составленный Сашей Обуховой.

Любопытный пример популяризаторских текстов о выдающихся отечественных художниках — мини-серия Имена, совместный проект Ad Marginem и RDI Culture Дмитрия Аксенова. В рамках этого цикла были изданы короткие эссе искусствоведов и критиков Бориса Гройса, Екатерины Деготь, Виктора Мизиано и Екатерины Андреевой о культовых героях искусства ХХ века: Казимире Малевиче, Александре Дейнеки, Дмитрие Пригове и Владиславе Мамышеве-Монро.

Наконец, в ноябре в рамках ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction состоялась презентация одной из самых ожидаемых книг 2014 года — третьего, заключительного, тома Энциклопедии русского авангарда. Он посвящен понятиям, направлениям, школам, выставкам, художественным объе­динениям и многому другому, без чего невозможно понимание авангарда. Среди изданий по искусству энциклопедия, два тома которой вышли в 2013 году, не имеет аналогов по масштабу исследовательской работы, количеству музеев и авторов, вовлеченных в ее создание.  А. С.


Торговый дом книги «Москва»

1. Волкова П. Мост через бездну. Книги 1–3. М.: Зебра Е, 2014.
Цикл книг искусствоведа Паолы Волковой Мост через бездну посвящен истории мирового искусства от фресок Джотто и полотен великих гениев Возрождения к Гернике Пабло Пикассо, от иконы Андрея Рублева Троица к Черному квадрату Казимира Малевича. Автор предлагает неожиданный взгляд на знакомые с детства произведения живописи, соединяя в своих рассказах искусство и философию. Обо всех сразу книгах Паолы Волковой читайте в развернутой рецензии арт-критика Ольги Кабановой.

2. Крейго К. Как читать архитектуру. Интенсивный курс по архитектурным стилям. Визуальная энциклопедия. М.: Рипол классик, 2011.

3. Иттен И. Искусство цвета. М.: Д. Аронов, 2014.

4. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ad Marginem, 2013.

5. Любаров В. Праздник без повода. Книжка с картинками. М., 2014.

Справка

Олег Черноусов
Куратор книжного магазина Эрмитажа

Львиную долю ассортимента нашего магазина составляют иностранные книги по искусству. Альбом Socialist Realisms, выпущенный в конце 2013 года издательством Skira, пользуется неизменным спросом у иностранных гостей Эрмитажа. Нельзя не отметить и книгу о салонной живописи XIX века, которая также стала одной из самых популярных в этом году. Несколько полок в магазине целиком выделено для книг о символах в искусстве. Самые популярные книги на эту тему: The Book of Symbols издательства Taschen, а также Любовь к ботанике издательства «Арка», вошедшая в шорт-лист бестселлеров.

Пользуется популярностью переводной альбом Фаберже: Сокровища Российской империи, выпущенный еще в 2004 году, однако именно сейчас, в связи с открытием Музея Фаберже в Петербурге, ставший особенно актуальным (он же лидирует и в магазине самого Музея Фаберже. — TANR).

В 2014 году Эрмитаж отпраздновал 250 лет со дня основания, и это отразилось и на изданиях по искусству, которые появлялись в нашем магазине. Так, одним из бестселлеров этого года мы можем назвать книгу Эрмитаж. 250 шедевров, над которым работали издательства Skira, Rizzoli и партнер музея издательство «Арка».

Довольно трудно предварительно оценить динамику развития рынка книг по искусству в 2015 году, однако можно с уверенностью сказать, что всем оте­чественным издателям книг по искусству стоит продолжать держать высокую планку, которую, на мой взгляд, задают иностранные издательства Phaidon, Taschen, Thames & Hudson, Prestel, Skira, Rizzoli. Также необходимо налаживать тесные связи с музеями России, стремиться к тому, чтобы каталоги выставок появлялись не только в киосках музеев, где проходит выставка, но и на тематических полках других магазинов.

Еще…

Книжный магазин Эрмитажа

1. Эрмитаж. 250 шедевров. СПб.: Арка — Rizzoli,  2014.
Большой альбом в твердом переплете, предлагающий самые известные или интересные шедевры Эрмитажа, от картин до декоративно-прикладных штучек, в духе экскурсии «музей за час». Практически все картины Рембрандта, античные мраморы и лучшие итальянцы (с обязательными Леонардо и Рафаэлем), малые голландцы и монументальные испанцы, часы Павлин, импрессионисты и классика ХХ века (от Пикассо до Кандинского) в одном, полиграфически качественном, флаконе.

2. Любовь к ботанике. СПб.: Арка, 2012.

3. Анисимов Е. Письмо турецкому султану. СПб.: Арка, 2014.

4. Эко У. История иллюзий. М.: Слово, 2014.

5. Габсбург фон, Г. Фаберже: Сокровища Российской империи (Faberge: Treasures of Imperial Russia). СПб.: Фонд «Связь времен», 2004.

Книжный магазин МАММ

1–2. Россия. ХХ век в фотографиях. 1900–1917; 1918–1940 / Автор-сост. Ф. Якубсон. М. , 2007; 2011.
Первая мировая. Стачки 1905 года. Арест царской семьи. Первые «Русские сезоны» в Париже. Артисты Московского художественного театра. Поэты Серебряного века. Отлучение Льва Толстого от церкви. 300-летие дома Романовых. Повседневная жизнь. Портреты крестьян. Николай II. Ленин. Сталин. Керенский. Милюков. Великие стройки. Не менее великие чистки. В Мультимедиа Арт Музее вышли первые три из четырех запланированных тома по истории русской жизни ХХ века, отраженной в коллекции снимков, которую МАММ собирает со дня своего основания.

3. Лаврентьев А. Родченко. Революция в фотографии. М., 2008.

4. Каталог Десятого Международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале-2014». М., 2014.

5. Россия. ХХ век в фотографиях. 1941–1964 / Авторы-сост. Ф. Якубсон, И. Тарханова. М., 2014.

Справка

Сергей Черкасов
Исполнительный директор The Art Newspaper Russia и фонда In Artibus, в прошлом директор по маркетингу и развитию издательства «Эксмо»

На прошедшей в октябре 2014 года книжной ярмарке во Франкфурте участники и эксперты издательского бизнеса обсуждали главный вопрос сегодняшнего дня — будущее бумажных изданий в эру цифровых технологий и постоянного роста популярности книг на электронных носителях. Почти все профессионалы сходятся в одном: сейчас, когда рынок печатных изданий сокращается, есть всего два сегмента, которые демонстрируют неуклонный рост, — это детская литература и книги по искусству. Практически вся остальная литература прекрасно существует в электронном формате, а для изданий по искусству главное значение имеет взаимодействие с форматом, ведь именно напечатанная на бумаге качественная репродукция произведения искусства дает наиболее адекватное впечатление об оригинале. Кроме того, современная макросъем­ка позволяет разглядеть произведение искусства во всех деталях — так, как редко удается это сделать даже находясь перед экспонатом в музее. И наконец, книга — это нечто материальное, осязаемая память о выставке или шедеврах из коллекции того или иного музея. Выдающимся изданием такого формата я считаю фолиант The Art Museum. Это своеобразный воображаемый музей мирового искусства, основателем и куратором которого выступило издательство Phaidon. Книга содержит изображения нескольких тысяч произведений искусства, охватывающих три тысячелетия мировой художественной культуры; 100 специалистов отбирали для книги произведения из 650 музеев, галерей и частных коллекций 60 стран и сопроводили каждую работу пояснительной статьей. Это одно из лучших изданий по искусству по версии авторитетного интернет-портала Arterritory. На подобные альбомы всегда будет устойчивый спрос, особенно на макроформаты.

Если говорить о тенденциях в области книг об искусстве, то бросается в глаза следующее: все большие издательства делают ставку не на новинки, а на переиздания и/или переводы культовых для искусствознания авторов. Интерес к переизданию таких фундаментальных историй искусства — своеобразный стандарт на рынке. Это заметно и в России: вспомним переиздание русского перевода знаменитой Истории искусства Эрнста Гомбриха, сделанное в 2014 году издательством «Искусство XXI век». Она уже издавалась в 1998 году, но тот тираж давно раскуплен. Вкладываться же в новых авторов книг об искусстве, «раскручивать» их издательствам экономически невыгодно.

Еще один тренд, связанный с первым, — коммерциализация формата издания. У книгоиздателей есть установка на то, чтобы сделать книгу более доступной во всех смыслах, дешевле и легче для понимания. Это побуждает их дробить книги на несколько частей и выпускать, скажем, труд того же Гомбриха в нескольких книгах из серии всеобщей истории искусства, разбивая материал по эпохам и странам. Тут свою роль играют и принципы маркетинга: понятно, что одни книги в подобной серии будут продаваться лучше (условно говоря, Эпоха Возрождения и Импрессионизм), другие — хуже (скажем, Искусство Древнего Востока), и это тоже учитывается при определении размеров тиража.
В 2014 году, как и в предыдущие годы, мы видим, как большие издательства входят в музейные программы. Практически все музеи мира либо имеют свои издательства, либо сотрудничают с крупнейшими компаниями в книжном бизнесе: Музей Орсе, например, работает с Skira Editions, Лувр — с Black Dog Publishing и другими (у музея такой объем работ, что одно издательство просто не справится). Кроме заказов на производство и публикацию, издательства при этом получают еще и возможность распространяться в музейных книжных магазинах. Я думаю, что в ближайшее время большие издательства будут очень активно входить в музейное дело, особенно в России. Сейчас наши музеи обычно работают со «своими» издательствами, потому что им так удобно. В будущем, мне кажется, появится два-три оператора, которые будут не просто сотрудничать с культурными институциями, но и разрабатывать масштабные издательские программы для российских музеев. Это объективная необходимость, потому что перед отечественными музеями поставлена задача зарабатывать, а именно книжная продукция, наряду с сувенирной, является одним из главных источников дохода для музея. 

Еще…

Книжный магазин Музея Фаберже

1. Габсбург фон, Г. Фаберже: Сокровища Российской империи (Faberge: Treasures of Imperial Russia). СПб.: Фонд «Связь времен», 2004.
Дорогущий альбом, изданный Культурно-историческим фондом «Связь времен», рассказывающий историю жизни и творчества Карла Фаберже, о его драгоценных шедеврах и судьбе ювелирного дома, приурочен к возвращению в Россию коллекции Малколма Форбса, которую и положили в основу нового музея. Штука в том, что таких книг много не продашь по определению. Однако Музей Фаберже выставляет эту книгу в нашем рейтинге в качестве своего главного бестселлера.

2. Ulyanova B., Smorodinova G, Gerard Hill. Faberge and the Russian Master Goldsmiths. Universe, 2008.

3. Guitaut de, С. Faberge’s Animals: A Royal Farm in Miniature. 2010.

4. Habsburg von G., Aiken C., McCanless Ch. L. et al. Faberge Revealed. Rizzoli — Skira, 2011.

5. Prince Michael of Greece. Jewels of the Tsars: The Romanovs & Imperial Russia. 2006.

Monitor Box

1. Ходж С. Современное искусство в деталях: Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное.
М.: Магма, 2014.
Типовая реакция не слишком искушенных посетителей выставок современного искусства: «И я так смогу». Рассматривая 100 произведений искусства, раскритикованных подобным образом, Сюзи Ходж объясняет, почему это не так. И почему для того, чтобы написать Черный квадрат или, подобно Дюшану, выставить писсуар в музейном пространстве, необходимо на это положить всю свою жизнь. Причем не только сознательную, но и бессознательную тоже. Вдохновенная «книжка с картинками», цель которой — понимание того, что ты не умнее дурилы-художника и пропихивающего его творения галериста.

2. Жизнь — веселый карнавал. Каталог выставки Васи Ложкина. СПб.: Галерея Теоиндиго, 2014.

3. Фарсинг С. Искусство. Всемирная история. М.: Магма, 2014.

4. Бергер Д. Искусство видеть. М.: Клаудберри, 2012.

5. Дыдо К., Серов С. Польская школа плаката. М.: Альма-Матер, 2008.

«Ходасевич»

1. Войцеховский А. Мой бесконечный друг. 2014
Книга, изданная, как раньше говорили, «по подписке» (теперь же принято угловатое слово «краудфандинг»), состоит из 60 рисованных карандашом историй, между собой никак не связанных. Автор говорит, что «вообразил себе книгу, где каждая страница является как бы отдельной главой, отдельной историей. Читатель, листая страницы, переносится из Петербурга XVIII века в Италию ХХ века, из Италии в русскую деревню, а потом в театральную ложу, где сидит Жорж Бизе со своими родственниками, и снова на берега Невы, в Ленинград 1970-х годов…» Александр Войцеховский подчеркивает, что ему было важно сохранить ощущение именно книги, а не художественного альбома.

2. Костюм в русском стиле. М.: Бослен, 2013.

3. Ермолаев А. Новый словарь дизайнера. М.: Мастерская ТАФ, 2014.

4. Колхас Р. Нью-Йорк вне себя. М.: Strelka, 2013.

5. Философия Энди Уорхола от А к Б и наоборот. М.: Гараж, 2013.

«Фаланстер»

1. Рихтер Х. Дада: Искусство и антиискусство. М.: Гилея, 2014.
Издательство «Гилея» перевело и издало раритетную, давным-давно ставшую классикой, считающуюся максимально полной монографию Ханса Рихтера, посвященную одному из важнейших художественных течений ХХ века. Свидетель, даже участник дадаистских акций (это как если бы о жизни Пушкина писал третьестепенный поэт его эпохи или же о Малевиче вспоминал какой-нибудь из учеников, так и не ставший известным художником), Рихтер описывает историю дада с самых первых тусовок художников в Цюрихе 1916-го и вплоть до последних всполохов ее активности в европейских и американских городах в 1925 году.

2. Сонтаг С. Смотрим на чужие страдания. М.: Ad Marginem, 2014.

3. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ad Marginem, 2014.

4. Ванейгем Р. Бесцеремонная история сюрреализма. М.: Гилея, 2014.

5. Арендт Х. Вальтер Беньямин. М.: Грюндриссе, 2014 .

Материалы по теме:
Феномен Паолы Волковой
Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+