18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Царицынские забавы

В выставку Царские потешные огни войдет около 60 гравюр XVIII века из коллекций «Царицыно», Российской государственной библиотеки, Государственного музея А.С.Пушкина, ГМИИ им. А.С.Пушкина и декоративные объекты-реконструкции. «Мы хотели заставить зрителя переживать, понять все смысловые и содержательные пласты, а также мотивы, которыми руководствовались в XVIII веке, устраивая фейерверки», — говорит куратор выставки Елена Лебедева.

Фейерверки, или «потешные огни», появились в России еще в XVII веке и сразу полюбились и знати, и простому люду. Уже во времена Ивана Грозного в стрелецком полку существовала должность «порохового заведующего». А при Петре I и Екатерине II русская пиротехника освоила все известные на тот момент виды фейерверков и даже превзошла европейскую, научившись придавать еще и «цвет огню».

Увеселительных огней было три вида: «верховые», чтобы можно было наблюдать в небе, «водяные» — на воде, и «низовые», принимавшие очертания фонтанов, шутих, римских свечей. Еще одной формой были иллюминации, к которым относились картины с источником света внутри, транспаранты с аллегорическими изображениями и девизами, беседки, арки и статуи. Фейерверками отмечали военные победы, коронации, Новый год, бракосочетания и дни рождения членов царской семьи. Все это разнообразие будет и на выставке. Зритель увидит, что фейерверки были не просто зрелищем, а настоящим огненным спектаклем с конкретными каждый раз темами.

Центральной же частью экспозиции станет реконструкция фейерверка, устроенного в Царицыне 7 сентября 1775 года по случаю приема там «иностранных министров». Гравюр, запечатлевших это событие, не сохранилось, поэтому перед кураторами стояла непростая, но вполне творческая задача воспроизвести его компьютерными средствами, полагаясь на текстовые источники и изображения других фейерверков екатерининской эпохи.

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+