18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Ренессансный коллекционер эскизов и его семья

№30
Материал из газеты

У истоков старинных итальянских собраний рисунков и гравюр

В рамках общей истории коллекционирования собирание эскизов занимает особое место. Сначала эскизы хранились в запасниках мастерских в качестве источника идей и шаблонов, которые можно использовать повторно. Довольно рано в юридических документах начинают упоминаться эскизы, которые отдаются на хранение нотариусам как гарантия того, что художник не отступит от обязательств по контракту и напишет именно то, о чем с ним договаривался заказчик.

Однако ни один из этих путей сохранения эскизов не связан с настоящей страстью к коллекционированию — это пришло позже. Учитывая неизбежный интерес к деятельности конкурентов, неудивительно, что среди первых коллекционеров были сами художники.

Основным предметом этого исследования, включающего работы Питера Виндоуса и Алессандры Дзамперини, стал альбом, собранный одним из первых художников-коллекционеров именно такого рода. Альбом был приобретен в середине 1950-х дилером Фрэнсисом Маттизеном. Прежде чем разобрать его листы для продажи, Маттизен предусмотрительно зафиксировал на фотографиях не только содержимое листов, но и их расположение и последовательность. Для Эвелин Карет это означает возможность анализировать рисунки, входившие в состав альбома (местонахождение некоторых из них известно лишь приблизительно), так и исследовать логику их организации.

В качестве составителя коллекции на титуле указан Антонио II Бадиле (ок. 1424 — до 1512), представитель известной династии художников Веронезе. Однако включение в состав альбома различных листов, датируемых значительно позже его смерти, служит  свидетельством того, что составление альбома было продолжающимся семейным предприятием.

У читателей, зомбированных Вазари фанатов Тосканы, может вызвать удивление тот факт, что альбом был составлен в Вероне. Тем не менее, как убедительно показывает Карет, Верона была ранним центром коллекционирования, и ученый-гуманист Феличе Феличиано (1433–1479) имеет все основания притязать на звание не только первого настоящего коллекционера эскизов, о собрании которого мы имеем подробные сведения, но и первого, кто отмечал принадлежавшие ему листы личным знаком.

В целом коллекционирование эскизов началось именно в Северной Италии, и Карет исследует распространенность этой практики среди художников и «чистых» коллекционеров XVI века не только в Вероне, но и в Мантуе, Падуе и Венеции.
Полезно обратить взгляд и на Парму, добавив к рассмотрению коллекцию Франческо Байярди (ум. в 1561), почти все произведения в которой дают основание полагать, что ранее она принадлежала мастерской Пармиджанино (1503–1540).

Это исключительно интересная и подробная книга, высшая заслуга которой заключается в том, что она проливает свет на до сих пор обойденный вниманием, но крайне увлекательный уголок бесконечного художественного пейзажа итальянского Ренессанса.

The Antonio II Badile Album of Drawings: the Origins of Collecting Drawings in Early Modern Northern Italy. Evelyn Karet. Ashgate. 360 с. £75 (твердая обложка)

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
3
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
4
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
5
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
6
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
7
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Мы восстановили непростую биографию отдела новейших течений Третьяковской галереи и спросили у причастных, чем может обернуться его расформирование
28.10.2024
Новейшие течения угодили под лежачий камень
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+