За годы существования советской художественной системы в СССР создавалось огромное количество живописных работ, отвечавших идеологическим установкам того времени. Госзаказ на создание произведений искусства для нужд советских организаций, закупки в фонды музеев и союзов художников — все это давало советским авторам, вписанным в систему, определенные гарантии продаж их работ в соответствии с установленными расценками. В начале 1990-х годов, когда централизованные госзакупки прекратились, на российском рынке произведений соцреализма был товар, но не было покупателей. Отсутствие средств у основной части населения, общая психологическая усталость от всего, что связано с советской идеологией, привели к тому, что покупателями произведений соцреализма стали по преимуществу иностранцы, работавшие в России, туристы или профессиональные арт-дилеры. В частности, в то время значительные приобретения сделал американец Реймонд Джонсон, впоследствии основавший в Миннеаполисе Музей русского искусства и сегодня с успехом выставляющий свои давние приобретения на международные торги.
По воспоминаниям Леонида Шишкина, в 1992 году, когда средняя зарплата в России составляла около $30, художникам при закупке картин платили $10–15 (московские цены и цены на работы известных мастеров были выше). Стоимость этих же картин в европейских галереях составляла тысячи долларов. В течение 1990-х годов большинство отечественных покупателей продолжали отдавать предпочтение классическому русскому искусству. Принципиально ситуация стала меняться только в 2000-х, когда ушли в прошлое последствия кризиса 1998 года, финансовые возможности покупателей восстановились и даже увеличились, проза советской жизни постепенно забывалась и образ СССР подернулся романтической дымкой. Одновременно окрепло понимание того, что соцреализм — это не просто диковинная резервация от искусства, в которой советский народ под руководством мудрых вождей совершает трудовые подвиги на пути к светлому будущему.
Руководитель галереи и аукционного дома «Совком» Юрий Тюхтин (галерея открыта в 2002 году, аукционы стали проводиться с 2004 года) говорит, что работы таких авторов, как Пименов, Дейнека, Герасимов, Самохвалов, ценились всегда; к тому же, после всплеска интереса к хрестоматийному соцреализму у покупателей сформировался стабильный спрос на реалистическую живопись высокого качества.
На 2004–2008 годы пришелся расцвет русского рынка соцреализма, которые в те годы были представлены не только в галереях и на стендах участников антикварных салонов в Центральном доме художника, но и на аукционах, которые проводили галерея Леонида Шишкина, «Совком», «Русская галерея искусств», «Арт-Союз».
Директор Российского антикварного салона Наталья Корень рассказывает, что в 2004 году после консультаций с руководителями галерей «Ковчег» и «Форма», с Леонидом Шишкиным, Юрием Тюхтиным и Ильдаром Галеевым была создана ярмарка «Полвека советского искусства», в которой ежегодно принимало участие около 40 галерей, специализирующихся на работе с произведениями соцреализма. Ценовая ситуация 1990-х годов, когда искусство соцреализма за рубежом стоило дороже, чем в России, развернулась на 180 градусов. Ценник в десятки тысяч долларов за работу автора советской реалистической живописи стал рядовым явлением, а стоимость работ классиков достигала сотен тысяч долларов. Приобретение произведений Дмитрия Налбандяна, Бориса Иогансона, Аркадий Пластова, Александра Лактионова, чьи работы можно было увидеть в учебнике «Родная речь», стало рассматриваться как удачная инвестиция. Полотна, вывезенные на Запад лет 10–15 назад, все чаще предлагались русским клиентам. Сформировались и стали известны новые крупные коллекции произведений советских художников, такие как собрания Алексея Ананьева и Андрея Филатова. В 2008 году знаменитая коллекция реалистического искусства владельца сети магазинов «Арбат-Престиж» Виктора Некрасова исчезла из публичного поля зрения по обстоятельствам, не связанным с функционированием арт-рынка. Ее судьба до сих пор неизвестна.
По оценке Петра Козорезенко, руководителя галереи «Арт-Коминтерн», кризис 2008 года серьезно изменил этот сегмент российского антикварного рынка: с рынка ушли покупатели, готовые платить значительные суммы за средние по качеству работы. Значительная часть лучших работ именитых мастеров осела в новых коллекциях, хозяева которых не спешат с ними расставаться.
Повальное увлечение искусством соцреализма и перегретый рынок середины 2000-хостались в прошлом. На сегодняшнем рынке (несмотря на появление китайских покупателей, которых работы советских классиков интересуют не только в силу идеологической близости, но и как произведения наставников популярных китайских художников) ситуация предсказуема: люди готовы платить серьезные цены за высококачественные вещи и первые имена. ?