На этой неделе в Северной столице можно неспешно насладиться эстонским искусством, заскочить в гости к детству с книжными иллюстрациями дяди Гусева и вдохнуть «жизнестроительного пафоса» русского революционного авангарда.
Художник и куратор Янно Бергманн собрал в галерее «Люда» работы четырех авторов, живущих и работающих в Тарту, Пярну, Таллинне. Из них отечественному зрителю знаком только график Пеэтер Аллик с его увеличенными до плакатного формата линогравюрами, однако внимания заслуживают и другие. Лауреат нескольких эстонских арт-премий Евгений Золотко создает проникнутые христианской образностью тотальные инсталляции, но об их реальном воздействии приходится судить только по показанному в экспозиции видео: в нем художник умерщвляет и воскрешает аквариумную рыбку. Группа «Арт-контейнер», среди членов которой и сам Бергманн, превратила с помощью скотча и компрессора желтые пакеты для почтовых бандеролей в пять больших крестов, которые в пространстве галереи периодически вздымаются и опадают. Присутствие на выставке еще одного художника, Марко Мяэстамма, обозначено серией рисунков-оммажей, сделанных Янно Бергманном.
В Библиотеке книжной графики открылась выставка Вадима Гусева — художника детской книги, известного представителя ленинградской школы, который выступал как «дядя Гусев». В двух залах — обилие работ из собрания семьи художника и частных коллекций. По ним становится понятно, что, в отличие от художников, которые использовали прикладные жанры как творческое убежище, Гусев именно в книжной графике и оформлении чувствовал себя органично. Он из тех авторов, кто на самом деле больше всего хотел иллюстрировать книжки для детей. Стиль Гусева менялся вместе со временем, он следовал за художественной модой с оглядкой на коллег: в начале 1960-х годов художник выдавал реалистическую анималистику, а 10–20 лет спустя уже близок к конструктивизму. Ученик Юрия Васнецова, Вадим Гусев как будто не мог выбрать между поздним «Миром искусства» и авангардом, условно, между Конашевичем и Лебедевым. Неожиданно в сделанных для себя работах последних лет (художник умер в 2008 году) добрый дядя Гусев предстает и желчным философом, и черным юмористом.
Респектабельная галерея Anna Nova взяла курс на антибуржуазное искусство и продолжает выставлять молодых левых художников. Игорь Шуклин, ученик Авдея Тер-Оганьяна, попытался устроить тотальную инсталляцию, вывалив в пространство галереи массу живописи, графики, объектов, чем добился только общего впечатления неряшливости. Заметно, что художник увлечен смутными идеями по переделке человека и «жизнестроительным пафосом» русского революционного авангарда. Сейчас автор живет в Берлине, и точь-в-точь такую выставку легко представить себе где-нибудь в Кройцберге.