18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

На выставке Валентина Серова в Русском музее будет все, кроме портретов

Велико искушение отметить выставкой 150-летие со дня рождения едва ли не самого знаменитого (при сильной конкуренции со стороны Ильи Репина) портретиста рубежа XIX–ХХ веков. Музей в качестве маркетингового хода создает ситуацию изъятия привычных серовских портретов — родственников, друзей, знакомых коронованных и знатных заказчиков. Хотя авторы статей в каталоге выставки Владимир Леняшин и Владимир Круглов признают, что этот прием носит искусственный характер. Зато он же позволяет отвлечься от Романовых, Юсуповых, Дервизов и так далее. И посмотреть на Серова, который как-то заметил: «Я не портретист. Я просто художник».

Эта простота вылилась примерно в 250 произведений из российских музеев, в основном графики. Заодно авторы выставки напоминают, что Серов, несмотря на определение Игоря Грабаря «последний великий портретист старого типа», был одним из самых «продвинутых» российских художников своего времени. В детстве общался с Рихардом Вагнером и Иваном Тургеневым, став известным — со Львом Толс­тым, Антоном Чеховым и молодым Анри Матиссом. В годы активной творческой карьеры Серов успел объездить буквально всю Европу от Северной Норвегии до Мадрида. Слушал вагнеровские оперы на Байройтском фестивале. Картинами и лично участвовал во Всемирной выставке 1900 года и дягилевских «Русских сезонах» в Париже. Написал автопортрет для галереи Уффици во Флоренции. Чтобы потом вернуться на дачу на Карельском перешейке рядом с фортом Ино и снова взяться за работу: «Ну это, пожалуй, невозможно. А попробовать — попробуем». И остался традиционалистом, закончив жизнь мизантропическим автошаржем Скучный Серов.

Океан серовской живописи и графики выставка делит на моря: шаржи, исторические сюжеты, пейзажи, штудии, анималистика. Шарж Луба Бакст — похожая на панка Любовь Бакст, жена известного мирискусника. Игоря Грабаря, первого биографа художника, карандаш Серова превращает в смешную утку. Рядом с хрестоматийными — эскизом занавеса Выезд на охоту для спектакля дягилевских «Сезонов» Шахерезада; Петром I; По­хи­щением Европы; Купанием лошади; В деревне с бабой в «дубленке» и красном платке, которая коня на скаку остановит, — малоизвестная акварель на голубой бумаге Город ночью и штудия Речной бог Илисс. Последний рисунок был сделан Серовым со слепка (недавно в Эрмитаже гостил греческий оригинал из Британского музея).

Впервые выставлен и гигантский (5,5´7 м) холст Серова и Коровина Хождение Христа по водам 1890 года — панно для церкви Косьмы и Дамиана при мануфактуре Третьякова — Коншина в Костроме. Главная фигура Христа здесь создана Серовым. И все же заросшие пруды, натурщицы, львы и лошади меркнут перед серовскими портретами. Что и требовалось доказать. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+