После недавнего решения США отменить ряд ограничений на торговлю с Кубой, обмена политическими заключенными и разговоров о возобновлении дипломатических отношений кажется, что два государства через 50 лет вновь пошли навстречу друг другу. Однако до реституции кубинским эмигрантам, проживающим в США, произведений искусства, конфискованных новыми властями в 1960 году, пока далеко. Куба по-прежнему отрицает, что спорное искусство было изъято незаконно. Проживающий в Джексонвилле нейрохирург кубинского происхождения Хавьер Гарсия-Бенгочеа недавно потребовал у Национального музея изобразительных искусств в Гаване вернуть полотно кисти Франческо Гварди Вид на лагуну между причалом Фондамента Нуове и островом Мурано (1757). По словам Гарсия-Бенгочеа, один из его родственников купил картину в аукционном доме Parke-Bernet в Нью-Йорке за $1 тыс. в 1957 году и привез на Кубу. В начале 1950-х годов семья Гарсия-Бенгочеа поддерживала Фиделя Кастро, но национализация и гражданская война заставили их разочароваться в новом режиме. Родственники Гарсия-Бенгочеа бежали с Кубы. Картина вместе с другим имуществом была конфискована из их поместья и вскоре оказалась в гаванском музее, где Гарсия-Бенгочеа увидел ее несколько лет назад. Попытка убедить руководство музея в том, что он является законным владельцем полотна, оказалась напрасной: даже предъявив документы о покупке 1957 года, Гарсия-Бенгочеа не добился ответа от сотрудников музея. «По крайней мере она висит в музее, а не в доме у какого-нибудь чиновника», — считает коллекционер редких книг, в прошлом врач Альберто Бустаманте из Орландо в штате Флорида, написавший исследование об изъятых, а затем распроданных произведениях искусства из частных коллекций кубинской элиты Разграбление культурного наследия Кубы (2012). Бустаманте и другие эксперты считают, что из-за роста международного спроса на кубинское искусство чиновники, стремясь нажиться, начнут продавать конфискованные произведения искусства иностранцам за валюту. Утечка национализированного искусства началась сразу после революции. После 1959 года кубинские повстанцы грабили музеи и другие культурные институты и мародерствовали в особняках тех, кто бежал из страны. Львиная доля награбленного была сразу продана за границу, оставшиеся вещи осели в музеях. Говорят, что с 1960-х по 1980-е годы сотрудники музеев Гаваны часто нелегально продавали экспонаты дипломатам и богачам. Наиболее предприимчивые и сегодня продолжают эту практику.
Рынок кубинского искусства находится на подъеме; модернисты XX века, такие как Вифредо Лам, Амелия Пелаэс и Рене Портокарреро, стали в последнее время особенно популярны. Дилер из Майами Рамон Сернуда считает, что наплыв на Кубу туристов из США также поможет раскрутить кубинский модернизм. «Американские коллекционеры, приезжающие на Кубу, быстро понимают, что здесь работы этих художников можно купить задешево», — объясняет он. «За последние два месяца наши продажи удвоились», — говорит Сернуда, которого некоторые эмигранты за вывоз и продажу искусства с Кубы окрестили «коллаборационистом». Традиционно именно выходцы с Кубы были постоянными клиентами Рамона Сернуды, однако сейчас, говорит он, «70% наших покупателей — это американцы некубинского происхождения». Так как рынок растет, могут всплыть и работы, считающиеся пропавшими, и тогда, предупреждают специалисты, особенно остро встанет вопрос реституции. «Желание покупать [искусство] сразу пропадает, если понимаешь, что твое приобретение у тебя могут взять и отсудить», — замечает Мари-Клаудиа Хименес, американский адвокат кубинского происхождения из фирмы Herrick Feinstein в Нью-Йорке, специализирующаяся на возвращении искусства. В США противостояние влиятельных династий, включая сахарных магнатов Фанхуль, привело к тому, что всех дилеров, продающих конфискованное на Кубе искусство, стали облагать высокими штрафами. В результате и Sotheby’s и Christie’s отказывались иметь дело с коллекциями, если в провенансе всплывали имена кубинских эмигрантов или дилеров, попавшихся на продаже конфискованного с Острова свободы искусства. Как следствие стал процветать черный рынок.
Другой острый нерешенный вопрос между Кубой и США — это претензии американских граждан на промышленные и коммерческие предприятия, а также на частную собственность, захваченную на Кубе правительством Кастро. По некоторым оценкам, ее стоимость может доходить до $7 млрд. Это стало камнем преткновения в деле культурного обмена между музеями США и Кубы. К примеру, на выставке Вифредо Лам. Создавая новые миры (до 24 мая) в Художественном музее Хай в Атланте экспонируются картины и работы на бумаге кубинского художника с афро-китайскими корнями. Директор и куратор Художественного музея Мак-Маллен при Колледже Бостона, где изначально планировалась эта выставка, отправился на Кубу, чтобы договориться с гаванским Музеем изобразительных искусств. Музей согласился отправить на выставку несколько картин Лама, но сделка так и не состоялась. Государственный департамент США заявил, что не может дать бостонскому музею гарантии того, что работы вернут обратно.