18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Премия года: лучшие книги, выставки, музеи и меценаты. Шорт-лист

№31
Материал из газеты

2 апреля в московском Манеже состоится третья торжественная церемония вручения Ежегодной премии The Art Newspaper Russia

Резонанс, профессионализм, международный контекст. Как мы выбираем

Премия The Art Newspaper Russia — единственная в России, которая объединяет разные художественные дисциплины и области. Ее миссия — выразить признание героям художественного мира, отметив их достижения за год, и сплотить этот мир. Номинации премии соответствуют основным рубрикам нашей газеты: это Выставка года, Музей года, Книга года, Реставрация года и Личный вклад (тут мы отмечаем людей, внесших личный финансовый вклад в развитие искусства и художественного рынка).

У нас нет номинации Художник года. Конечно, художник — главная фигура в мире искусства, но художников поддерживают другие премии: Премия Кандинского, «Инновация», Премия Курехина. В целом искусство — огромная сложная система, в которую включено много людей (отчасти они и помогают художникам быть художниками). Часто это коллективный труд — команды музеев, реставраторов, авторов и издательств, — мы команды и награждаем. Мы уверены, что имена этих людей достойны, чтобы сделаться громкими и известными.

Для нас принципиально, чтобы событие или институция, которых мы награждаем, имели публичный резонанс. Нас интересуют события, доступные широкой публике: музейные выставки, большие выездные проекты или биеннале, книги, прочитанные тысячами людей. Однако для нас важно и признание в профессиональной среде, ведь бывают книги, прочитанные миллионами, или выставки с многочасовыми очередями, которые не считаются интересными среди профессионалов. Хорошо, если события получили международный отклик, и особенно нас интересует то, что интегрирует Россию в международный контекст. Поэтому никаких ограничений по национальности лауреатов или месту, где состоялся проект, у нас нет.

У нас нет и приглашенного жюри, ведь мы в курсе главных событий в мире искусства и посвящаем им десять номеров нашей газеты каждый год. Решение мы принимаем коллегиально после долгих обсуждений, иногда обращаемся к экспертам за советом или консультируемся со своими иностранными коллегами.

Лауреаты получают призы в виде двух стрелок-башен, лондонского Биг-Бена и Спасской башни Кремля, изготовленные скульптором Сергеем Шеховцовым, — они символизируют международный статус сети The Art Newspaper, владельцем которой ныне является издатель российской версии газеты Инна Баженова.

Церемония вручения премии проходила уже дважды, в апреле 2013 и 2014 года в московском Манеже.


Музей года

Государственный Эрмитаж
250-летие — хороший повод дать премию музею, который и так всегда остается самым большим и важным из российских. Ко всем достоинствам Государственного Эрмитажа, от старых коллекций до новых отреставрированных помещений, в прошлом году добавилось еще одно: в более чем непростых, не зависевших от музея обстоятельствах Эрмитаж рискнул на несколько месяцев принять у себя Европейскую биеннале современного искусства Manifesta, показав пример другим российским музеям. И окончательно открыл новое пространство в реконструированном Главном штабе, переведя туда коллекцию импрессионистов.

Музей Фаберже
Открылся в прошлом году в Шуваловском дворце в Петербурге. Пожалуй, самый эффектный частный российский музей. Учрежден и создан благотворительным фондом Виктора Вексельберга «Связь времен». В музее представлено крупнейшее собрание произведений фирмы Карла Фаберже, а также живописи и предметов декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала ХХ века. В центре собрания — легендарная коллекция императорских пасхальных яиц фирмы Фаберже, купленная в 2004 году Виктором Вексельбергом. История, связанная с этими изделиями, делает музей не только музеем прикладного искусства, но и музеем императорской семьи. Для музея был тщательно, в соответствии со всеми научными стандартами, отреставрирован один из красивейших дворцов Петербурга. Экспозиция — а показывать «груды злата» умно и интеллигентно совсем не просто, — построена на европейском уровне, от витрин и освещения до системы посещения посетителями, которые могут выбирать между экскурсиями или индивидуальным аудиогидом.

Музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим»
В новые помещения площадью почти 30 тыс. м2, скрытые в зеленых холмах рядом с Воскресенским Ново-Иерусалимским монастырем, переведена самая крупная в Подмосковье коллекция русского искусства XVIII–ХХ веков. Архитектор Валерий Лукомский и его бюро «Сити-Арх» разработали проект в стиле хай-тек, но с учетом тенденций «зеленой архитектуры». «Новый Иерусалим» — крупнейший проект, осуществленный совместно на федеральные и областные средства. Здесь также разместятся хранилище для коллекций государственных музеев Московской области, областной реставрационный центр, научная библиотека и музейный архив. В музее активно используются современные технологии. Важное новшество — огромный по музейным меркам (260 м2) магазин с книгами и сувенирами. Постоянная экспозиция музея состоит из двух частей: археологической (посвящена истории и культуре Подмосковья от Средневековья до современности) и художественной галереи. В будущем монастырь и музей должны образовать туристический кластер «Русская Палестина».


Реставрация года

Фрески Гурия Никитина в Спасо-Преображенском соборе Суздаля
Летом 2014 года в Спасо-Преображенском соборе Суздаля завершилась одна из самых масштабных реставраций памятников древнерусского искусства: впервые в полном объеме для публики открыли фрески Гурия Никитина, наиболее прославленного иконописца XVII века. Роспись Спасо-Преображенского собора в Суздале считается последней работой мастера, которую он завершил в 1689 году, незадолго до смерти. Современная реставрация началась в 1968 году, проходила в несколько этапов и неоднократно прерывалась из-за недостаточного финансирования. В 1971–1973 и 1983–1985 годах, когда была проделана большая часть работ, реставрацией руководил известный владимирский художник-реставратор Александр Некрасов. Последний этап восстановления фресок проходил под руководством главного искусствоведа Межобластного научно-реставрационного художественного управления Владимира Сарабьянова. Работы продолжались два года и обошлись в 16 млн руб.

Здание Центросоюза на Мясницкой в Москве. Архитектор Ле Корбюзье
Крупное общественное здание, изначально спроектированное для Наркомата легкой промышленности, теперь находится в собственности Федеральной службы государственной статистики, выделившей средства на его реставрацию. Это единственное в России наследие основателя конструктивизма Ле Корбюзье. Первый этаж здания не должен был быть застроен, чтобы яснее ощущалось мастерство инженерного расчета, позволившего сосредоточить всю нагрузку в нескольких узловых точках конструкции, однако уже при строительстве замысел архитектора был искажен. Главным архитектором проекта реставрации была Лариса Савинкина, работы велись ООО «Специальная научно-реставрационная производственная мастерская».


Книга года

Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem
Совместная издательская программа Музея современного искусства «Гараж» и издательства Ad Marginem, безусловно, самое важное (по своей активности и массовости) культуртрегерское начинание последних лет в области популяризации художественной теории и истории культуры. Нынешняя издательская программа — это не только два десятка полноценных монографий, сборников искусствоведческих статей и эссе, социокультурных исследований и биографических документов в диапазоне от Беньямина до Сонтаг, но еще и отдельная серия брошюр Minima (историко-культурные документы — от манифестов и худлита до очерков в духе ЖЗЛ), а также отдельные, вне серийно изданные философские и культурнотеоретические труды. Лишь за последнее время только мы в TANR рецензировали или обозревали такие плоды этого сотрудничества, как Поэтика пространства Гастона Башляра; Сознание, прикованное к плоти Сьюзен Сонтаг; Фотография и ее предназначения Джона Бёрджера. Среди хитов книжной программы сразу несколько книг Ролана Барта, а также Жиль Делёз, Борис Гройс, Джон Сибрук, Джонатан Литтелл и Дэвид Брукс со своим неустаревающим, несмотря ни на что, шедевром Бобо в раю: откуда берется новая элита.

Николай Васильев, Елена Овсянникова. «Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки. Путеводитель». Под редакцией Олега Панина. Издательство ABCdesign
Авторов у этого прекрасно изданного (дизайнерски внятного) альбома удобного формата гораздо больше. Николай Васильев и Елена Овсянникова — авторы не только текстов, но и общей концепции книги, в которую писали также Татьяна Воронцова, Андрей Туканов, Михаил Туканов и Олег Панин. Архитектура Москвы периода НЭПа и Первой пятилетки — путеводитель по столице, состоящий из 12 маршрутов, где внутри каждого зашито примерно десять зданий, показанных буквально со всех сторон (в оформлении сборника активное участие принял Музей архитектуры, предоставивший научные материалы и графику). Жанровая специфика книги объясняет все ее плюсы и минусы: ну, скажем, общедоступность изложения. На которую, впрочем, можно взглянуть как на безусловное достоинство. Нынешнее издание, как принято писать, исправленное и дополненное, обобщает в одном итоговом томе три раздельных бедекера, вышедших несколькими годами ранее.

«Энциклопедия русского авангарда» в трех томах (четырех книгах). Под редакцией Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова. Издательство Global Expert and Service Team
К монументальному начинанию Василия Ракитина и Андрея Сарабьянова, состоящему из четырех внушительных книг (последний, третий, том вышел в двух частях), можно относиться по-разному. В рецензиях на Энциклопедию русского авангарда почти всегда есть слово «фундаментальный», но и всяческая критика по мелочам. Никто, однако, не в состоянии пока повторить этот титанический труд. В три тома вошли 1224 статьи, написанные 233 специалистами, ведущими в своих областях, здесь более 4000 изображений, представленных 88 зарубежными и российскими музеями. И да, ничего подобного у нас в России не было: XXI век давно наступил, а итоги предыдущего, пожалуй главного, периода отечественного искусства так и не обобщены. Авторский коллектив под руководством Ракитина и Сарабьянова классифицировал и описал самую передовую его часть. Теперь можно выдохнуть и начать дожидаться взвешенной общей истории русского искусства ХХ века.


Выставка года

Основной проект Европейской биеннале современного искусства Manifesta 10 на площадке Государственного Эрмитажа. Санкт-Петербург
Большая выставка, большие имена, известный куратор из Европы (Каспар Кёниг) — такое у нас случается примерно раз в два года, когда проводятся московские биеннале. Петербургу же в этом смысле нечем было похвастать более 20 лет. Зато прошлым летом благодаря Manifesta город стал международной столицей современного искусства.

«Золотой век русского авангарда». Проект Питера Гринуэя и Саскии Боддеке. Манеж, Москва
С помощью инновационных технологий авторы — режиссеры Питер Гринуэй и Саския Боддеке «оживили» более тысячи шедевров искусства первых десятилетий ХХ века. Лиля Брик, Василий Кандинский, Владимир Маяковский, Всеволод Мейерхольд, Александр Родченко и Владимир Татлин в исполнении молодых российских актеров разыгрывали истории эпохи рождения и гибели русского авангарда. Чем больше диагональ, тем выше посещаемость — выставка подтвердила справедливость этого тезиса. Впервые такой большой проект был заказан специально для России крупным западным авторам и профинансирован Министерством культуры РФ и Департаментом культуры города Москвы.

«Post-pop. East meets West» («Постпоп-арт. Встреча Востока и Запада»). Галерея Saatchi, Лондон
Проект инициирован фондом русского коллекционера и лондонского резидента Игоря Цуканова Zhukanov Family Foundation. Выставка прошла на площадке лондонской галереи Saatchi и соединила художников стран — мировых лидеров коммунизма или капитализма: США и Великобритании, Советского Союза и Китая. Куратором с российской стороны был Андрей Ерофеев, который сформулировал концепцию выставки как «второй ответ на господствующую визуальную образность, поколение постпоп, которое относится к принципам поп-арта примерно как поп-арт относился к визуальному мейнстриму, — идеологическая или рекламная образность, по-разному призывная, своего рода эсперанто мирового сообщества».

Выставочный цикл «Большие надежды». Манеж, Москва
«Большие надежды — новый выставочный цикл Музея экранной культуры «Манеж/МедиаАртЛаб» при поддержке галереи «Триумф». Проект создан как прогрессивная платформа для визуальных экспериментов и медиаинноваций молодых российских художников, которые обрели собственный голос и узнаваемый почерк и находятся в активном поиске средств выражения, готовы пробовать новые способы общения с публикой, осваивать экспериментальные пространства, рисковать и исследовать пограничные территории визуального искусства и мультимедиа. Длительность каждой выставки — около месяца, в течение которого художник в собственной манере работает с выставочным пространством и показывает новые премьерные проекты. Это этап в биографии художника, который фиксирует переход многообещающего молодого автора в статус серьезного профессионала и открывает ему новые перспективы в личном поиске и идентификации себя в художественной системе. И конечно, Большие надежды — это возможность открыть персональную выставку для огромной аудитории в одном из главных выставочных залов Москвы и при этом сохранить за собой свободу эксперимента. В 2014 году в рамках цикла Большие надежды прошли выставки Антонины Баевер и Дмитрия Венкова, Софьи Гавриловой, Романа Мокрова, Евгения Гранильщикова, Дины Караман.


Личный вклад

Алексей Ананьев
Владелец крупнейшей в России коллекции соцреализма, основатель Музейно-выставочного комплекса «Институт русского реалистического искусства» (Москва). В 2014 году на аукционе Sotheby’s приобрел за £1,762 млн ($2,953 млн) картину Георгия Нисского Над снегами (1964) из коллекции Международной конфедерации союзов художников, установив исторический рекорд для советской живописи. В начале года ИРРИ при поддержке Sotheby’s провел в Лондоне выставку Советский спорт, объединившую работы из собрания Алексея Ананьева, РОСИЗО, Государственной Третьяковской галереи, которая затем была показана и в Москве. Весь год ИРРИ проводил активную выставочную политику.

Виктор Вексельберг
Основатель Культурно-исторического фонда «Связь времен», попечитель Еврейского музея и центра толерантности (Москва), самый известный в России коллекционер произведений ювелирного искусства фирмы Фаберже, создатель частного Музея Фаберже (Санкт-Петербург), который открыт для публики с мая 2014 года. За создание музея уже отмечен премией «Меценат года. Год культуры — 2014». Значительная часть коллекции Виктора Вексельберга будет по-прежнему участвовать в передвижных выставках по стране и за рубежом.

Андрей Филатов
Коллекционер советского искусства, основатель фонда Art Russe (ранее Арт-фонд семьи Филатовых). В 2014 году совместно с РОСИЗО организовал международные гастроли в Венеции и Лондоне выставки советского классика Виктора Попкова из собрания фонда, Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других институций. Один из важных спонсоров Государственной Третьяковской галереи. Поддержал реставрацию и реконструкцию Музея шахмат (Москва). Стал инициатором создания в Лувре постоянной экспозиции русского искусства. В 2014 году заявил о желании создать в Лондоне музей соцреализма.

Дмитрий Ханкин
Совладелец галереи «Триумф», которая в ушедшем году была представлена на международных ярмарках современного искусства Viennafair The New Contemporary (Вена) и Art Stage (Сингапур) и поставила рекорд по количеству выставок на разных площадках в России. Помимо выставок непосредственно в галерее, «Триумф» поддержала выставку Александра Виноградова и Владимира Дубосарского Москва: ускользающая реальность в Музее Москвы, серию персональных выставок молодых художников Большие надежды в Центральном выставочном зале «Манеж», выставку финалистов конкурса искусства и дизайна Jameel Prize 3 в Московском государственном выставочном зале «Новый Манеж» и др. Имя Дмитрия Ханкина было на слуху и в связи с отменой совместного с Музейно-выставочным объединением «Манеж» проекта — выставки Бэнкси в Москве.

Самое читаемое:
1
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
Собрание изделий Императорского фарфорового завода — пожалуй, крупнейшее в частных руках — опубликовано в трехтомном каталоге, который недавно был выпущен в свет Государственным институтом искусствознания
15.11.2024
Легендарную коллекцию Елены Батуриной открыли для всех читающих
2
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
Новый проект музея, возвращающего широкой публике неочевидные или вовсе забытые имена в истории отечественного искусства, посвящен участникам Нового общества художников, среди которых были и звездные авторы, и вчерашние студенты
24.10.2024
В Музее русского импрессионизма вспоминают забытое товарищество прекрасной эпохи
3
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
Вслед за открытием нового корпуса на Кадашёвской набережной музей занял Центральный павильон на ВДНХ с выставкой искусства XX–XXI веков
12.11.2024
Третьяковка расширилась снова, на этот раз на ВДНХ
4
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
На новой выставке в Музее русского импрессионизма посетители увидят более 180 произведений живописи и графики из 55 государственных и частных коллекций — от Санкт-Петербурга до Владивостока
01.11.2024
Что показывают на выставке «Новое общество художников» в Музее русского импрессионизма
5
Передвижники под новым углом
Выставка, которой Третьяковка официально открыла новый выставочный корпус на Кадашёвской набережной, посвящена передвижникам — объединению, с самого основания в 1870 году порождавшему разные истолкования. Сейчас музей пытается предложить еще одно
30.10.2024
Передвижники под новым углом
6
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
На бывших грядках сельскохозяйственной академии в новом учебно-выставочном комплексе «Тимирязев Центр» выросло, пожалуй, главное светское и профессиональное мероприятие в российском современном искусстве — 12-я международная ярмарка Cosmoscow
25.10.2024
Cosmoscow расцвела в «Тимирязев Центре»
7
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Утраченное и сохранившееся наследие конструктивизма в одном из древнейших городов Подмосковья послужило источником вдохновения для авторов альбома-путеводителя, родившегося в недрах резиденции «Арткоммуналка»
25.10.2024
Коломна в авангарде: что было, что осталось и что впереди
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2024 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+