Когда Билл де Блазио в январе прошлого года сменил на посту мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга, мир искусства замер в ожидании, так как в своей предвыборной программе де Блазио культуру едва ли упоминал. Сейчас, через год после вступления в должность, стало понятно, что новый мэр решил привнести в культурную политику города свои демократические ценности. Подробнее о планируемых мэром расходах на культуру станет известно уже совсем скоро, когда будет объявлен годовой бюджет. А пока, считает Керри Мак-Карти, координатор художественных программ Нью-йоркского общественного фонда, «если судить по действиям де Блазио, похоже, он решил и здесь ввести принципы равенства». Мэр уже увеличил расходы на образование в сфере искусства на $23 млн упростил сложные схемы финансирования художественных фондов и инициировал комплексную оценку многопрофильности культурных институций и учреждений. Его предшественник Майкл Блумберг отличался щедростью: за время его 12-летнего правления на искусство в общей сложности было выделено $3 млрд и еще миллионы долларов только на архитектурные проекты, — однако де Блазио рассматривает и другие способы развития и популяризации культуры и искусства. При нем в каждом районе были назначены координаторы по культуре, ответственные за развитие программ сотрудничества в сфере творчества между учебными заведениями и художественными организациями (должность, упраздненная при предыдущем мэре). Количество полных бюджетных ставок для преподавателей истории искусств увеличено до 316. «Будущему нью-йоркского мира искусства грозит опасность, если в школах перестанут преподавать культуру и искусствоведение», — считает Том Финкелперл, советник мэра по вопросам культуры.
Администрация мэра также сотрудничает с исследователями из Университета Пенсильвании, изучая влияние искусства на состояние общества и закономерности появления и распределения культурных организаций в разных районах. «Если думать только о деньгах, то понимание феномена искусства резко ограничивается. Но ведь это же не строительство каких-нибудь стадионов! — объясняет Марк Штерн, преподаватель социологии и истории и один из директоров университетской программы урбанистики. — Делая акцент на социальной ценности, мы ориентируемся на саму суть искусства, его предназначение». Культурная составляющая также играет главную роль в программе создания муниципального удостоверения личности IDNYC для резидентов пяти районов Нью-Йорка. Карта станет ключом к городским услугам для всех жителей Нью-Йорка, даже для тех, у кого нет документов, то есть иммигрантов и бездомных. Держатели карты получают бесплатное годовое членство в 33 городских учреждениях культуры, включая Метрополитен-музей и Бруклинский музей, и ряд других преимуществ, в том числе скидки в аптеках и супермаркетах, сумма которых оценивается более чем в $2 тыс. Только за первую неделю было подано более 7 тыс. заявок. Карта стала настолько популярна, что теперь, чтобы подать на нее документы, нужно записываться в очередь. На данный момент зафиксировано 55 678 заявок.
В любом случае пока еще рано рассуждать о том, как де Блазио будет решать более сложные проблемы, стоящие перед художниками, например рост стоимости жизни в Нью-Йорке. Неясно и то, продолжит ли он так же щедро, как Блумберг, поддерживать архитектурно-культурные начинания. В течение следующих четырех лет мэр планирует вложить $722 млн в культурное строительство, а в прошлом году уже выделил $120 млн на новые проекты. Но пока эти суммы меркнут по сравнению с $268 млн, потраченными на культуру при Блумберге в 2013 году.