Одновременно две выставки Луиз Буржуа (1911–2010) проходят сейчас в Стокгольме и в Мюнхене. В Музее модернизма Стокгольма под красноречивым названием Я была в аду и вернулась обратно (до 17 мая) показывают 100 ее скульптур. Эти работы воплощают главные темы Буржуа: детские травмы, безотчетная тревога, секс и материнство. Выставка Структуры экзистенции. Клетки в Доме искусств в Мюнхене (до 2 августа) сфокусирована на серии Клетки, которую Буржуа начала в 1980-х. Серия представляет замкнутые архитектурные пространства, внутри которых заключены самые разные объекты: человеческие фигуры, абстрактные формы. Тем самым художница четко разграничивает свой внутренний мир и внешнее пространство, одновременно создавая сильное эмоциональное поле вокруг каждого из этих объектов.
Современное искусство сделало все, чтобы избавиться от фигуративной живописи, но она вернулась и, кажется, надолго. Тому подтверждение и мировой успех художницы южноафриканского происхождения Марлен Дюма, работающей в жанре портрета. В 2008 году на Sotheby’s одна из ее картин ушла за $6,5 млн — рекордную сумму за работу живущей женщины-художника. Ее выставки проходят в самых престижных музеях мира. Теперь ее ретроспектива Образ как бремя после Стеделейк-музея в Амстердаме переехала в Тейт Модерн в Лондоне (до 10 мая), чтобы после отправиться в Фонд Бейелера в Базель (31 мая — 6 сентября).
После выставки в Тейт Модерн в 2011 году работы американского фотографа Тарин Саймон, переместились в Париж, в Музей Же-де-Пом (до 17 мая). Там пять серий, в том числе и принесшая ей международную славу, — Невиновные (2003), рассказывающая историю людей, сидевших в тюрьме за преступления, которых не совершали.
Выставка Ники де Сен-Фалль в Музее Гуггенхайма в Бильбао (до 7 июня), вновь возвращает нас к феминистскому дискурсу в ее искусстве. Около 200 произведений, представляющих ее творчество, начиная со знаменитых хеппенингов 1960-х (Расстрелянные картины), предоставлены несколькими европейскими музеями.
В Музее современного искусства в Чикаго — первая большая ретроспектива колумбийской художницы Дорис Сальседо (до 24 мая). Все запомнили ее работу Шибболет 2007 в Турбинном зале Тейт Модерн в 2007 году — глубокую трещину в полу длиной 167 м. Вот уже 30 лет она исследует природу политического насилия, иммиграции, расовой ненависти и социального неравенства, используя для этого самые обычные материалы, такие как предметы мебели или одежда. Например, ее работа Немая молитва (2008–2010), сделанная из нагроможденных друг на друга столов и травы, пробивающейся сквозь щели, посвящена молодым людям, гибнущим в криминальных пригородах Лос-Анджелеса. Выставка затем отправится в Музей Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (26 июня — 12 октября), а после в Художественный музей Переса в Майами (6 мая — 23 октября 2016 года).
Обнаженный портрет американской художницы Линды Бенглис с фаллоимитатором, который был опубликован в 1974 году в журнале Artforum, вызвал невероятный скандал. Сама художница сказала, что таким образом она отреагировала на доминирование мужчин в искусстве. Спустя 40 лет эта фотография представлена как точка отсчета феминистского дискурса в истории искусства на первой большой британской ретроспективе Линды Бенглис в одном из новейших музеев Соединенного Королевства — Hepworth Wakefield (до 5 июля). В экспозиции около 50 работ 74-летней художницы, от ее знаменитых органических скульптур 1960–1970-х годов из латекса или пенящегося полиуретана с добавлением пигментов и смолы (журнал Life назвал ее тогда «наследницей Поллока») до впервые представленных на обозрение работ из бумаги и керамики. Видео и фотографии там тоже присутствуют.