18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Фресок Василия Маслова более не существует

В подмосковном Королеве до основания разрушен легендарный дом Стройбюро, «типичный образец русского авангарда», специально построенный для знаменитой Болшевской трудовой коммуны. Памятник архитектуры и истории сровняли с землей в ночь с 7 на 8 марта, во время длинных праздничных выходных, тремя экскаваторами.

Непонятно, кто отдавал приказание уничтожить остатки здания, в котором полтора года назад были обнаружены уникальные фрески художника Василия Маслова. По словам активиста движения «Архнадзор» Андрея Новичкова, приведенным радио «Свобода», «какая строительная организация производит снос, непонятно». «У них нет никаких опознавательных знаков. Более того, никому из нас, в том числе чиновникам, неизвестно, кто на данный момент является владельцем этого участка. Потому что в 2013 году, когда начинался [снос] дома Стройбюро и он еще не был объектом культурного наследия, это была известная нам строительная организация. Но впоследствии у нее отняли право собственности на этот участок. Застройщик больше не имеет никаких документов на эти земли, ему невыгодно производить снос. Он сам заявляет, что это не он. И мы ему верим, потому что все равно у него нет никаких прав. Это какая-то сторонняя организация. У нас есть подозрение, что это власти города Королева. Потому что недавно через все федеральные СМИ глава администрации города сделал заявление, что здание нужно сносить и что плевать на все эти статусы объектов культурного наследия...» — рассказал он.

Уничтожение дома Стройбюро происходило при полном попустительстве наряда полиции, вызванного активистами «Архнадзора», которые подверглись угрозами и нападению со стороны рабочих, помогавших незаконному сносу памятника авангардной архитектуры. Помимо безусловных исторических достоинств, дом Болшевской трудовой коммуны был ценен фресками художника-коммунара Василия Маслова, обнаруженными после большого пожара, произошедшего в конце 2013 года. Тогда под отошедшими слоями краски и старых обоев удалось найти монументальные многофигурные росписи, уникальные как по форме, так и по содержанию. Часть живописного ансамбля дома Стройбюро удалось извлечь из разрушающегося дома и показать на выставках Центра авангарда в Еврейском музее. Тогда же уничтожение дома, на месте которого было запланировано строительство 19-этажного жилого комплекса, приостановили. И на какое-то время даже возникла надежда, что можно будет сохранить и законсервировать памятники подмосковного авангарда 30-х годов прошлого века. Правда, спасли тогда, к сожалению, лишь небольшую часть настенных росписей (композиция получила название «Авангард Трудкоммуны»), от которых теперь ничего не осталось.

По словам Андрея Новичкова, разрушение дома Стройбюро сопровождалось агрессивным поведением строителей: «Это было абсолютно вызывающее поведение, с угрозами, адресованными напрямую конкретным людям. Например, моим коллегам угрожали, что их обольют бензином и подожгут. Что изобьют где-нибудь за углом или повесят на веревке в переулке. Они вели себя вызывающе, сообщали, что им дан приказ любыми силами и средствами совершить снос и любыми силами вывести протестующих со стройки. Что они и сделали. Когда мы затормозили экскаватор, прибежали пять человек и, выкрикивая угрозы, вывели протестующих, выкручивая им руки, в том числе женщинам. С подобным бандитизмом мы сталкиваемся в первый раз…»

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
5
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
6
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
7
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
В Государственном историческом музее идет выставка «Свояси. Путь современного русского искусства», посвященная поиску архетипических культурных кодов
17.03.2025
Пути возвращения к истокам показывает выставка в Историческом музее
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+