18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.

Надзирать и показывать

Музей истории политических репрессий «Пермь-36» становится местом памяти сотрудников ГУЛАГа.

Автономная некоммерческая организация «Пермь-36» заявила о прекращении своей деятельности. «Все возможности АНО „Пермь-36“ выстроить партнерство власти и общественности в этом вопросе исчерпаны», — говорится в официальном заявлении, опубликованном на сайте организации.

Проблемы между создателями музея и краевыми властями начались полтора года назад. До этого времени Музей истории политических репрессий «Пермь-36» был государственно-общественным партнерством. Краевое Министерство культуры содержало его инфраструктуру, АНО создавало содержание — начиная с экскурсий и заканчивая Международным гражданским форумом «Пилорама». После смены губернатора и отъезда из Перми Марата Гельмана началось сворачивание культурных проектов. Под зачистку попала «Пилорама», которая проводилась на территории музея, а затем власти решили разделаться и с самой «Пермью-36».

«Пермь-36» — неофициальное название советской исправительно-трудовой колонии строгого режима для осужденных за «особо опасные государственные преступления» в поселке Кучино в 120 км от Перми. С середины 1970-х в колонии содержались осужденные по обвинению в «антисоветской агитации и пропаганде». Здесь отбывали сроки диссиденты Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Василь Стус (погиб в заключении) и другие политзаключенные. Лагерь был официально закрыт в 1988 году. Спустя четыре года пермский историк Виктор Шмыров придумал создать на его месте музей. В 1996 году Музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей.

В начале 2014 года краевой Минкульт в одностороннем порядке принял решение создать вместо автономного государственного учреждения культуры «Пермь-36» бюджетное. Сами общественники узнали о планах властей из прессы. Поднялась волна негодования, краевые власти согласились сделать директором новой структуры Татьяну Курсину (ранее — исполнительный директор АНО «Пермь-36»). Однако через два месяца глава местного Министерства культуры Игорь Гладнев уволил ее с формулировкой «неэффективный менеджер» и назначил директором музея своего заместителя Наталью Семакову.

Начался этап длительных переговоров между правлением АНО «Пермь-36», в которое входили Сергей Ковалев, Арсений Рогинский, Александр Даниэль, Алексей Симонов, и властями Пермского края. Однако все они закончились безрезультатно. В итоге правление АНО «Пермь-36» приняло решение о самоликвидации. «Не имея возможностей для выполнения уставных целей и понимая бесперспективность дальнейших переговоров, правление АНО „Пермь-36“ приняло решение о прекращении деятельности АНО и начале процедуры ликвидации общественной организации», — говорится в официальном заявлении.

Другая причина самоликвидации АНО: Минкульт, вопреки достигнутым ранее договоренностям о внесудебном решении спорных вопросов, возбудил несколько арбитражных исков к АНО «Пермь-36». Через суд с общественников взыскивают порядка 2 млн руб. — пеня за несвоевременную передачу имущества государственному музею и компенсация за нарушения при содержании имущественного комплекса.

Фонды, коллекцию, архив, библиотеку правление АНО «Пермь-36» планирует передать на депозитное хранение профильным организациям: Международному обществу «Мемориал», Сахаровскому центру и Государственному музею истории ГУЛАГа в Москве.

Дальнейшая судьба музея «Пермь-36» остается под вопросом. Еще летом прошлого года чиновники заявляли о создании на базе бывшего лагеря политзаключенных музея не только ГУЛАГа, но всех политических репрессий в стране, начиная со времен Бориса Годунова. «Был музей жертв политических репрессий: диссидентов, правозащитников, — будет музей врагов народа: шпионов, предателей, военных преступников, бандеровцев и тому подобных. На многих стендах будут рассказывать о том, каких подонков содержали здесь. Ну и немного будет про диссидентов — не то чтобы как о разновидности подонков, но, при перечислении, в их ряду. Раньше идеологию музея фактически определял московский „Мемориал“ — теперь идеологию музея фактически будет определять пермский ГУФСИН (Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний. — TANR)», — считает председатель Пермской гражданской палаты Игорь Аверкиев.

Первая выставка музея после его перехода под контроль государства будет посвящена средствам охраны и способам содержания заключенных, сообщил интернет-газете «Грани.ру» член правления общества «Мемориал» Александр Калих. «Теперь это музей о лагерной системе, но не о политических заключенных», — уверен Виктор Шмыров, директор АНО «Пермь-36».

«АНО „Пермь-36“ рассказывала со стороны политзаключенных и очень редко обращалась к сотрудникам ГУФСИНа, и бывшие охранники были в некотором роде обижены. Я понимаю, что нас сейчас обвиняют в том, что мы стали слушать только сотрудников ФСИН, но это не так. Наша задача — быть своеобразным буфером между охранниками и заключенными. В своих выставках мы будем смотреть в обе стороны: отображать и историю пенитенциарной системы, и судьбу политзаключенных», — заявила порталу «59.ru» Елена Мамаева, куратор выставочной деятельности музея «Пермь-36».

При этом руководство музея информацию о выставке, посвященной средствам охраны и способам содержания заключенных, опровергает. По словам директора музея «Пермь-36» Натальи Семаковой, в ближайших планах музея выставка экспонатов тюремной библиотеки, выставки, посвященные Великой Отечественной войне, а также мемориальный проект, приуроченный к 100-летию Александра Солженицына.

Самое читаемое:
1
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
Союз музеев России выпустил манифест под названием «Музей прямо сейчас». В заявлении говорится о «тенденции видеть в музеях досуговые предприятия» и отстранении  «общественных организаций от принятия решений»
24.03.2025
Союз музеев России выступил против превращения музеев в досуговые предприятия
2
Топ выставок весны
Все музеи страны готовят выставки к юбилею Победы в ВОВ, и это тема для отдельного рассказа. Пока же мы представляем проекты, связанные с архитектурой, культурой еды и модой
07.03.2025
Топ выставок весны
3
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
Не только Италия, не только живопись, не только младенцы как таковые. Книга Елены Черняк «Дети Возрождения. Семейный и детский портрет в европейской живописи XV–XVI веков» стремится рассказать о многом и разном
21.03.2025
Портретный жанр: все лучшее ренессансное — детям
4
Рыбинск: что скрывается за вывеской
Как советский «почтовый ящик» превратился в магнит для туристов и кинематографистов
28.02.2025
Рыбинск: что скрывается за вывеской
5
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
В этом году введено новшество: лауреат премии в номинации «Личный вклад» объявляется заранее. Читайте о нашем первом победителе и попробуйте угадать других в длинном списке номинантов. Они станут известны в апреле
03.03.2025
Объявлены лонг-лист и первый лауреат Премии The Art Newspaper Russia
6
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
Государственный музей А.С.Пушкина подготовил подарок ценителям акварели: в залах в Денежном переулке начала работу выставка Артура Фонвизина — человека, который, по оценке современников, открыл новую акварель и проложил ей путь на столетие вперед
04.03.2025
Артура Фонвизина, первооткрывателя «новой акварели», показывают в Москве
7
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Архитектор Сергей Чобан объясняет замысел фасада нового здания Третьяковки в Кадашах, рассказывает о дизайне выставки русских импрессионистов и излагает свое видение развития большого города: что в нем можно строить и сносить, а что нет
18.03.2025
Сергей Чобан: «Город-миллионник — это шедевр, который постоянно дописывается»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+