18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
ARTDOM 2025 в Москве

Дружба художников, оборванная войной

Два немецких города, связанных с жизнью и творчеством Августа Маке (1887–1914) и Франца Марка (1880–1916), решили объединить двух художников в одной выставке, чтобы проследить их недолгий, но очень интенсивный диалог. Выставка готовилась четыре года и сначала открылась в Художественном музее Бонна, где работал Маке, а теперь переехала в Мюнхен (родной город Марка) в Городскую галерею Lenbachhaus. Оба художника были молоды, когда встретились в 1910 году: Маке было 23 года, а Марку около 30. Но ни разница в характерах (Маке был экстравертом, а Марк — наоборот), ни различия во взглядах на искусство не помешали сразу же возникшей дружбе. В основу экспозиции легла богатая коллекция боннского музея и мюнхенской галереи, а с учетом еще и того, что дали другие музеи и коллекционеры, удалось собрать около 200 произведений, начиная с 1910 года и до гибели призванного в армию Маке в самом начале Первой мировой (Марк погиб на фронте в 1916-м). Девять тематических разделов выставки параллельно исследуют их творчество в эти четыре довоенных года, часто совпадающее с освоением кубизма, фовизма и футуризма или экспериментов с цветом и экспрессией формы в период их участия в объединении «Синий всадник», основанном в 1911 году в Мюнхене. Символична в этом контексте и единственная совместная работа Маке и Марка — фреска Рай, написанная в 1912 году прямо на стене мастерской Маке. Ей посвящен отдельный раздел.

«Но дружба и духовная близость не означали, что они видели мир одинаково», — говорит Аннегрет Хоберг, куратор Lenbachhaus. Маке писал городские виды, и людей, оставаясь верным фигуративизму; Марк, в своих неизменных темах с животными на фоне условной природы, все больше тяготел к абстракции. Наметившееся расхождение видно в последнем разделе, где живопись Маке по мотивам акварелей и фотографий, сделанных во время его путешествия с Паулем Клее в Тунис, соседствуют с абстракциями Марка. Здесь же богатый архивный материал периода общения художников, включающий, помимо писем, фотографий, карикатур, открыток и рукодельных подарков друг другу, почти незнакомые публике их эскизы росписей керамики и тканей. 

Самое читаемое:
1
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
В сентябре прошлого года правительство Москвы обнародовало планы по реконструкции Большого Московского цирка на проспекте Вернадского и объявило открытый конкурс
31.01.2025
Цирк на Вернадского снесут ради нового проекта
2
В Музее Фаберже открывается целый мир
Современное искусство Екатеринбурга и Уральского региона с 15 февраля предстанет перед зрителями в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге на выставке «Открытый мир»
11.02.2025
В Музее Фаберже открывается целый мир
3
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
На первой большой выставке русского импрессионизма в одноименном музее запечатлено многоцветье красок и имен: произведения более 70 авторов занимают все три этажа, на время вытеснив даже постоянную экспозицию
13.02.2025
Право на гедонизм: путь импрессионистов в России
4
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
Картину «Польский всадник», вызывавшую у экспертов сомнения в связи с ее авторством, проанализировали с помощью модели искусственного интеллекта. Вердикт робота подкрепил уверенность тех, кто считал это произведение определенно рембрандтовским
13.02.2025
Искусственный интеллект проверил Рембрандта на подлинность
5
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
В этой ренессансной композиции специалисты насчитали 130 персонажей — и, возможно, после реставрации их окажется даже больше. Национальная галерея Ирландии надеется впервые показать публике «Переход через Красное море» в 2025 году
27.01.2025
В Дублине реставрируют редкую картину Лудовико Маццолино
6
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
Почти на год раньше запланированного срока открылся после реставрации исторический дом писателя в Хамовниках. Одна из важнейших задач состояла в том, чтобы сохранить в городской усадьбе обаяние максимальной подлинности
11.02.2025
Музей-усадьба Льва Толстого: как будто хозяева только что вышли
7
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Проект c работами мастеров разных поколений, от Эрика Булатова и Ильи Кабакова до Recycle Group и Алины Глазун, стал логическим продолжением книги «25 интервью с современными художниками. 2014–2024», выпущенной The Art Newspaper Russia в ноябре
10.02.2025
Первая выставка The Art Newspaper Russia: «Это лучшее, что у нас есть»
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+