18+
Материалы нашего сайта не предназначены для лиц моложе 18 лет.
Пожалуйста, подтвердите свое совершеннолетие.
Что ценного и значимого находят в московской земле

Дружба художников, оборванная войной

Два немецких города, связанных с жизнью и творчеством Августа Маке (1887–1914) и Франца Марка (1880–1916), решили объединить двух художников в одной выставке, чтобы проследить их недолгий, но очень интенсивный диалог. Выставка готовилась четыре года и сначала открылась в Художественном музее Бонна, где работал Маке, а теперь переехала в Мюнхен (родной город Марка) в Городскую галерею Lenbachhaus. Оба художника были молоды, когда встретились в 1910 году: Маке было 23 года, а Марку около 30. Но ни разница в характерах (Маке был экстравертом, а Марк — наоборот), ни различия во взглядах на искусство не помешали сразу же возникшей дружбе. В основу экспозиции легла богатая коллекция боннского музея и мюнхенской галереи, а с учетом еще и того, что дали другие музеи и коллекционеры, удалось собрать около 200 произведений, начиная с 1910 года и до гибели призванного в армию Маке в самом начале Первой мировой (Марк погиб на фронте в 1916-м). Девять тематических разделов выставки параллельно исследуют их творчество в эти четыре довоенных года, часто совпадающее с освоением кубизма, фовизма и футуризма или экспериментов с цветом и экспрессией формы в период их участия в объединении «Синий всадник», основанном в 1911 году в Мюнхене. Символична в этом контексте и единственная совместная работа Маке и Марка — фреска Рай, написанная в 1912 году прямо на стене мастерской Маке. Ей посвящен отдельный раздел.

«Но дружба и духовная близость не означали, что они видели мир одинаково», — говорит Аннегрет Хоберг, куратор Lenbachhaus. Маке писал городские виды, и людей, оставаясь верным фигуративизму; Марк, в своих неизменных темах с животными на фоне условной природы, все больше тяготел к абстракции. Наметившееся расхождение видно в последнем разделе, где живопись Маке по мотивам акварелей и фотографий, сделанных во время его путешествия с Паулем Клее в Тунис, соседствуют с абстракциями Марка. Здесь же богатый архивный материал периода общения художников, включающий, помимо писем, фотографий, карикатур, открыток и рукодельных подарков друг другу, почти незнакомые публике их эскизы росписей керамики и тканей. 

Самое читаемое:
1
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
Выставка русских художников, писавших Центральную Азию, на полгода заняла четыре выставочных зала на Крымском Валу. Каждый автор был по-своему влюблен в колоритный и загадочный Туркестан, поэтому «Путь на Восток» — истории любви в картинах
22.04.2025
Выставка в Новой Третьяковке: ориентация на ориентализм
2
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
Музей современного искусства «Гараж» объявил о назначении нового директора вместо Антона Белова, бессменно занимавшего этот пост с 2010 года
17.04.2025
Музей современного искусства «Гараж» меняет директора
3
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
«Американская фотография» — это не столько выставка работ мастеров жанра, сколько исследование места фотографии в американском обществе. Знаменитые кадры соседствуют здесь с рекламой, обложками пластинок, каталогами товаров
02.04.2025
Ретроспектива американской фотографии в Рейксмузеуме — больше чем собрание хитов
4
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
Ежегодный рейтинг музейной посещаемости, который традиционно каждую весну публикует международное издание The Art Newspaper, удивил ростом интереса к Русскому музею. На сей раз он опередил Эрмитаж
03.04.2025
В мировом рейтинге посещаемости Русский музей обогнал Эрмитаж
5
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
Победители в номинациях «Музей года», «Выставка года», «Реставрация года», «Книга года» станут известны на церемонии в Москве 23 апреля. Тогда же вручат награду Василию Бычкову, лауреату в номинации «Личный вклад»
31.03.2025
Представляем шорт-лист номинантов XIII Премии The Art Newspaper Russia
6
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
Сто лет назад, 28 апреля 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современного декоративного и индустриального искусства. С нее началось триумфальное шествие по планете нового художественного стиля
09.04.2025
Массивное изящество для состоятельных гедонистов: ар-деко 100 лет
7
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
В Музее русского импрессионизма состоится конференция «Русский импрессионизм: границы и горизонты». В фокусе — вопросы, связанные с импрессионизмом в Российской империи и его дальнейшей судьбой в СССР. Обсуждение доступно онлайн всем интересующимся
10.04.2025
В русском импрессионизме найдут границы и горизонты
Подписаться на газету

Сетевое издание theartnewspaper.ru
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-69509 от 25 апреля 2017 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Учредитель и издатель ООО «ДЕФИ»
info@theartnewspaper.ru | +7-495-514-00-16

Главный редактор Орлова М.В.

2012-2025 © The Art Newspaper Russia. Все права защищены. Перепечатка и цитирование текстов на материальных носителях или в электронном виде возможна только с указанием источника.

18+