Салат «Между хаосом и фарсом» из холста, дерева, железа и рельефной пасты — на закуску, «Классическая смерть» под соусом аппликации на ткани — в качестве основного блюда и сладкое ленинское «Об источниках и составных частях» как высшая и последняя стадия петербургского искусства — на десерт.
В Строгановском дворце, где не так давно завершилась реставрация, Государственный Русский музей показывает выставку Валерия Лукки «Между хаосом и фарсом. Продолжение» к 60-летию мастера. Множество работ начиная с 1988 года выполнено в одном ключе: изображение, балансирующее на грани абстракции и пейзажа, создается наложением и брутальным соединением фактур и материалов — холста, дерева, железа, рельефной пасты. Этот прием опробован еще художниками немецкого неоэкспрессионизма, однако по сравнению с ними петербургский художник выглядит чересчур «говорливым», и результат его трудов сводится к декоративному эффекту.
Ольга Флоренская показала в Name Gallery новую серию аппликаций на ткани, объединенных одной темой — «классическая смерть». Это реплики классических произведений живописи от «Дианы и Актеона» Тициана до «Смерти комиссара» Петрова-Водкина. Первые работы Флоренской в технике тканевого коллажа датируются серединой 1990-х годов, и в нынешней серии художница уверенно использует привычные приемы: так, любовь к жалостливым сюжетам известна еще со времен группы «Митьки», а подобные пиктограммам человеческие фигурки возникают в ее графике постоянно. Но в «Классической смерти» почти нет игры фактур и возникающей от контакта с материалом живой неправильности, которая подкупала в тканевых работах Флоренской прежде.
Выставка группы «Что делать» в галерее «Люда» названа «Об источниках и составных частях», хотя для получившейся экспозиции просится название еще одной работы Ленина: деятельность группы представлена «как высшая и последняя стадия» — в данном случае петербургского искусства. Жанр этой выставки ее участники определяют как «картографирование деятельности коллектива»: хронология с начала 2000-х размечена сверху фризом в виде сообщающихся сосудов, на которых написаны значимые проекты группы, внизу надгробиями обозначены общественные события тех лет, и все пространство стены сшито афишами выставок и акций ЧД. Эта хронология дополнена яркими и незабываемыми сюжетами из прошлого: перформансы группы «Новые тупые» или явления Тимура Новикова сняты в 2000 году с помощью камер слежения. Центр зала занимает устроенная по заветам Александра Родченко и Эль Лисицкого читальня — стол в виде зигзага молнии, почему-то выкрашенный в гендерные голубой и розовый цвета. В течение недели за этим столом проходят дискуссии, а 18 марта с лекцией «Травматизация дружбы» здесь выступит Виктор Мизиано.